О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГЕТЕ

ГЕТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28. VIII. 1749, Франкфурт-на-Майне,22.III.1832, Веймар) - немецкий поэт, мыслитель, драматург. "Величайший немец", по характеристике Ф. Энгельса, смелый реформатор в науке и в иск-ве. На протяжении всей своей жизни Г. неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, вел борьбу за создание нац. театра, "обращенного к народу", содействующего объединению Германии. Г. способствовал развитию нем. драматургии, реформировал режиссерское иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени. Г. род. в состоятельной семье; получил широкое образование. В студенческие годы (1765-72) Г. резко восстает против аристократич. ограниченности и условности франц. классицизма. В то же время значительное воздействие на него оказывают философские и эстетич. воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г. драматургию Мольера. Г. объявляет нар. творчество основой всякого иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим в наибольшей степени народность и правду ("природу"), Г. считает Шекспира, а своим непосредственным учителем в эстетике и драме - Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т, он сближается с молодыми "штюрмерами" (представителями движения "Бури и натиска" - Sturm und Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими в области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, в центре к-рой сильная личность, восстающая против законов общества. Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные со взглядами "штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771) и в романе "Вильгельм Мейстер" (1-й вариант 1-й части назывался "Театральное призвание Вильгельма Мейстера", 1777-79). Первые драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия "Каприз влюбленного" (1768) - написаны в духе франц. классицизма. Комедия "Сови-новники" (1769) сочетает элементы классицизма и жанра семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг. Г. пишет ряд комедий и шуток (фрагмент в народном духе "Свадьба Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих дворянский сентиментализм, и сатиру на прусское правительство "Птицы" (подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров и нар. масс феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить его нашло отражение в драме Г. "Гецфон Берлихинген" (три варианта - 1771, 1773 и обработанный для сцены в 1832, опубликованный после смерти Г.). Это первая немецкая социально-историч. пьеса, в к-рой отчетливо звучат мотивы просветительского гуманизма. Впервые в нем. драматургии здесь выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и нар. возмущения. Устами мужественного "рыцаря свободы" Геца, воплощающего идею штюрмеров о праве личности на свободу и независимость, Г. призывает немцев к борьбе с феод. гнетом, к нац. объединению. Но в то же время Г. развенчивает в Геце идеал сильной личности, прославляемой штюрмерами. Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана в манере историч. хроник Шекспира. Менее значительны относящиеся к этому же периоду: семейно-бытовая драма "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776), развивающая тему "Вертера". Значительный интерес представляют относящиеся к тем же годам драм. наброски: "Магомет" (1772), "Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под назв. "Пра-фауст", 1771). В этих отрывках мятежные духом герои взывают к свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой, близкой штюрмер-скому направлению, является пронизанная любовью к свободе и резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия "Эгмонт" (начата в 1775, окончена в 1787). Образы Эгмонта и его возлюбленной Клары - воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу. Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац. самосознание немцев, призывал их к действию, но он был против революц. насилия и хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В 1775, по приглашению герцога Сак-сен-Веймарского, Г. переезжает в Веймар, где вскоре занимает пост первого министра. Здесь формируются принципы его классицистич. эстетики, Г. далек от арастократич. франц. классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись в индивиду алистич. бунтарстве штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет выход из противоречий феодального общества, от "немецкого убожества", к-рое он ненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся. Г. стремился внести умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал мысль о целесообразности гармонии в природе и в человеческом обществе. Классицистич. воззрения Г. находят свое выражение в драмах и в трактатах об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем и в этот период Г. остается великим гуманистом. В Веймаре получают развитие его материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь реальную, а не мнимую. Просветительские тенденции творчества Г. определили его утверждение, что т-р должен не только отражать жизнь, но и учить, нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г. к идейным качествам пьес, неприятие им пошлой, поверхностной драматургии. Как руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти на компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А. В. Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п. Увлечение античностью отчетливо проявилось в режиссерской деятельности Г. ив его работе с актерами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на сценич. иск-во изложены им в "Правилах для актеров" (1803). На сцене, по мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль Г. трактовал как движущуюся картину, подчиненную нормам античной пластики; от актеров он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов, фронтальных мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов и т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком. Добиваясь от актеров внешней гармонии, Г. требовал от них внутренней собранности, указывал на необходимость вживаться в роль. Значительным вкладом Г. в театр. практику является введение им в Веймарском т-ре застольных репетиций и занятий с актерами по дикции. Большое значение придавал Г. также этич. воспитанию актеров, их культурному развитию. Классицистские драмы Г., как и его ранние штюр-мерские драмы, насыщены просветительским гуманизмом. Они взывают к социальной справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В то же время пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания немцев от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции Г. подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь к к-рому, по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786), "Ифигения в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и Эльмира" (1788). Самое значительное из произведений этого периода- "Ифигения в Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается бэясать от нем. общества своего времени в гармонический мир античности. Но уже в трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с Г.-реалистом. Облеченная, как и "Ифигения", в гармонич. античную форму, трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К 90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о неприятии Г. франц. революции. Это неоконченная политич. драма "Мятежные" (1792), фарс "Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794). Величайшее творение Г.' - трагедия "Фауст", к-рую он создавал в течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение философские и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа двух столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ - в чем смысл бытия, каково предназначение человека. В финале трагедии он находит этот ответсмысл жизни в деянии, в труде каждого для всех. Образ Фауста наделен чертами самого Г. Вместе с тем это фигура символическая, воплощающая жизнь и борьбу человечества. Трагедия "Фауст" проникнута оптимизмом; она прославляет неиссякаемые творческие силы и разум человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной веры в светлое будущее человечества, призывает людей бороться за всеобщее счастье. В трагедии Г. Фаусту противостоит дух зла и разрушения - Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое убожество". Во второй части "Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений, утверждая, что дух античности, гармония несовместимы с противоречиями нем. феод. действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и правда"), где дает интересный анализ драматургии "Бури и натиска". К 1825-30 относятся записи его разговоров с секретарем Эккерманом, в к-рых Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва. Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес) не имеют богатой сценич. истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич. достоинства. Они малосценичны, сложны для постановки. Тем не менее многие из них ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в 1802 была пост. в Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в Берлине (1850), в Вене (1900). В 70-90-е гг. 18 в. ее играл Мейнингенский т-р. Трагедия "Клавиго" также впервые была пост. в Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в 40-70-е гг. 19 в.-в городах Германии. Неоднократно ставилась на сценах различных т-ров мира с участием крупнейших актеров трагедия "Эгмонт", к к-рой в 1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом шел "Эгмонт" и в России - в Малом т-ре в 1888, в Александрийском в 1887. В пост. Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский (Вильгельм Оранский) создали образы, проникнутые высокой гражданской патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Царев, В. Н. Аксенов и др. исполняли "Эгмонта" с муз. Бетховена (целиком и фрагментарно) на сов. эстраде. "Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сцены*, 1-я часть ее в 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были Ермолова, Комиссаржевская. На нем. сцене "Фауст" шел в постановках крупных режиссеров: Л. Тика (1829, Лейпцигский т-р), К. Иммермана (1835, Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М. Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского т-ра (Мефистофель - Грюнвальд). Гениальная трагедия Г. вдохновила композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно написал на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно лишь в незначительной степени передает идейную концепцию литературного первоисточника, крупнейшие певцы часто приближали своим исполнением героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших мировых исполнителей ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно - рус. певцы А. И. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто (соч. 1868). Г. принадлежит к великим деятелям мировой культуры, боровшимся за передовое прогрессивное иск-во. Этим он близок и дорог нем. народу и всему прогрессивному человечеству. Соч.: Собрание соч. в переводах русских писателей, под ред. Н. В. Гербеля, т 1-10, СПБ, 1878-1880; то же, под ред. П. И. Вейнберга, 2 изд., т. 1-8, СПБ, 1892-95; то же. юбилейное издание, под общей ред. А. В. Луначарского и М. Н. Розанова, т. 1-13, M., 1932-1949; Гете В., Статьи и мысли об искусстве. Сб. статей, Л.-М., 1936; Die dramatischen Dichtungen. Versuch einer Sammlung aller Au?erungen des Dichters uber seine poetischen Werke, von H. G-. Graf, Bd 1-4, Frankfurt/M., 1908-11. Лит.: ЭккерманИ. П., Разговоры с Гете в последние годы его жизни. Пер., прим. и указатель Е. Т. Рудневой, [М.-Л.], 1934; К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M." 1957; Льюис Д., Жизнь И Вольфганга Гете, пер. с англ., под ред. А. Н. Неведомского, СПБ, 1867; Б е л ь-шовский А., Гете. Его жизнь и произведения, пер. с нем., под ред. П. И. Вейнберга, т. 1-2, СПБ, 1898-1908; Шахов А., Гете и его время. Лекции, 4 изд., СПБ, 1908; Вильмонт Н. Н., Гете. История его жизни и творчества, М., 1959; В u l t h a u p t H., Lessing, Goethe, Schiller, Kleist, 5 Aufl., Oldenburg, 1893; Torn i u s V, Goethe als Dramaturg, Lpz., 1909; Gregor i F., Goethe und das Theater, [Lpz.]. 1927; Wiese B., Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Bd 1-2, Hamb., 1948; V o se r H. U., Individualitat und Tragik in Goethes Dramen, Zurich, [1949J; S e n g l e F., Goethes Verhaltnis zum Drama, B-, 1937; Knudsen H., Goethes Welt des Theaters, B., [1949]; Wahle J., Das Weimarer Hof theater unter Goethes Leitung, Weimar, 1892; Schiller F., Uber "Egmont". Trauerspiel von Goethe, в кн.: S с h i l l e r F., Gesammelte Werke, Bd 7, В., 1959, с. 410-419; его же, Uber "Iphigenie auf Tauris", там же, с. 419-447; Fischer K., Goethes "Iphigenie", 2 Auf]., Heidelb., 1888; M e h r i n g F., Goethe: Egmont, в его кн.: Zur Literaturgeschichte von Calderon bis Heine, [B., 1929]; P f e i-ffer J., Zum Faustbilde der Gegenwart, Gottingen, 1948; B u с h w a l d R." Fuhrer durch Goethes Faustdichtung, Stuttg., [1949]; Petsch R., Einfuhrung in Goethes "Faust", 3 Aufl., Hamb., fl949]; Bo h m W., Goethes Faust in neuer Deutung, Koln, [1949J. Г. Гур.