О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГИНЬОЛЬ

ГИНЬОЛЬ (Guignol) - 1) Персонаж французского театра кукол. Принадлежит к виду т. н. "ручных", иди "верховых", кукол Г. Маску Г. создал в конце 18 в. директор Лионского т-ра кукол Л. Мурге (1745-1844), явившийся и автором первых пьес с участием Г. Этот персонаж представлял собой тип жизнерадостного, остроумного и циничного лионского кустаря, говорил на местном диалекте (canut), как и его постоянный партнер Нъяфрон. Был гл. героем комедий, водевилей и фарсов, входивших в репертуар т-ра Мурге. Спектакли с участием Г., насыщенные элементами политич. и бытовой сатиры, вызывали многочисл. подражания, к-рые, однако, привели к превращению пьес с образом Г. в буржуазно-мещанский водевиль и фарс. Образ Г. стал традиционным и таким же популярным во Франции, как Петрушка в России, Гансвурст и Кашперль в Германии, Каш-парек в Чехии, Панч в Англии. Лит.: Maindron Ch., Marionettes et guignols, P., 1900; V i s a ? T., Le Gruignol lyonnais, P., 1910; D e s ? e a y F." Laurent Mourget et Guignol, Lyon, 1912; [? ? ? f г i о I.], Theatre lyonnais du Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1865-1869, ?. ?, Lyon, 1910 (сб. репертуара); Les parodies de Guignol, ?. 1-2, Lyon, 1912; D ? с r e t E., Theatre de Guignol, ?. 1-2, P., 1914; Nouveau recueil de pieces de Guignol, Lyon, 1925. Ц. Б. 2) Наименование пьес, спектаклей и отдельных сценич. приемов, основой к-рых является изображение различных преступлений, злодейств, скабрезных сценок, избиений и пыток и т. п. Происходит от названия парижского т-ра "Гран Гиньоль", возникшего в 1899 на базе "Театра-Салона" (на ул. Шапталь). В репертуар этого т-ра входили пьесы О. Метенье, М. Моррея, затем К. Шуази, возглавлявших в разное время т-р. Эти драматурги выступали и как режиссеры, способствуя своей деятельностью утверждению Г. среди бурж. зрителей, искавших сильных ощущений. Популярным драматургом, работавшим для этого т-ра, был А. де Лор т "ирвдц ужаса"), написавший пьесы (один и в сотрудничестве с др. авторами) "У телефона", "Лаборатория галлюцинаций", "Медленная смерть", "Последняя пытка" и др. В т-ре "Гран Гиньоль" ставились детективные пьесы, инсценировки бульварных романов, во многом близкие мелодрамам 1-й пол. 19 в. Ряд пьес был написан по произведениям Э. По ("Система доктора Гудрона и профессора Плюм" и др.). В 1925 здесь была пост. пьеса "Кабинет доктора Калигари", входившая в 20-е гг. в репертуар т-ров экспрессионистского направления. Среди деятелей т-ра "Гран Гиньоль" получили известность во Франции А. Бом, Р. Берсон, Ж. Сартен (автор пьесы "Коготь", выдержавшей св. 1000 представлений), Северин-Марс, К. Орваль и др. Попытки подражания т-ру "Гран Гиньоль" в др. парижских т-рах - "Т-р двух масок", "Т-р смеха и ужаса" - не имели успеха. В наст. время (1960) т-р "Гран Гиньоль" (работающий в квартале Пигаль) возглавляет Р. Машар. В репертуаре этого т-ра пошлые развлекательные фарсы, "жестокие" мелодрамы и т. п., аморальные и антигуманистич. по направленности. В 20-е гг. под влиянием "Гран Гиньоля" подобные т-ры возникли в Италии и Германии. В России спектакль типа Г. (переводная пьеса "Клуб самоубийц") был поставлен в 1908 В. Р. Гардиным и показан на строительной выставке в Петербурге. Лит.: Antona-Traversi С., Histoire du Grand-Guignol, Р., 1933; Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960, о, 15-20.