О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГИТИС

ГИТИС (Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского) - старейшее и самое крупное в Советском Союзе высшее театральное учебное заведение. Основание ГИТИСа относится к 22 сентября 1878, когда П. А. Шостаковским была открыта муз.-драм. школа, через пять лет переданная им Моск. филар-монич. обществу, директором к-рого он являлся. Переименованная в Муз.-драм. училище, школа в 1886 была приравнена (по уставу в учебных правах) к консерваториям. Среди педагогов уч-ща - крупные деятели музыкального и драм. иск-ва, в т. ч. артисты Малого театра О. А. Правдив и А. И. Южин. В 1891-1901 в уч-ще преподавал В. И. Немирович-Данченко, многие ученики к-рого по филармонии (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) в 1898 вошли в основной состав Моск. Художеств. т-ра. Из Муз.-драм. уч-ща вышли Л. В. Собинов, Е. К. Лешковская, И. Н. Певцов, Е. Н. Гоголева, В. Э. Мейерхольд, А. С. Пирогов, Вас. Калинников и др. После Октябрьской революции уч-ще было в 1918 переименовано в Муз.-драм. ин-т, в 1919 - в Гос. ин-т музыкальной драмы, к-рый в 1922 реорганизован в Гос. ин-т театр. иск-ва. В это время ин-т объединял 9 отдельных т. н. "производственных мастерских", каждой из к-рых руководил свой мастер. Творческие позиции мастеров были различны и во многом диаметрально противоположны: от традиционного реализма А. П. Петровского до левых исканий В. Э. Мейерхольда. Искусственно объединенные мастерские быстро стали отходить от ин-та. В результате разлада в учебном процессе, нечеткости учебных планов и программ ГИТИС в 1925/26 учебном году был переведен на положение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) повышенного типа с тем же 4-летним сроком обучения. В состав техникума входили отделения: драматическое, музыкально-драматическое (оперное) и клубно-режиссерское.. Среди преподавателей - старейший педагог А. П. Петровский, воспитанник МХАТа Б. М. Сушкевич, режиссеры Л. В. Бара-тов, В. Л. Нардов, дириже.р А. Б. Хессин. В 1930 внутри техникума был открыт режиссерско-педагогич. ф-т, организованы директорский и театроведческий ф-ты. В 1931 на основе выделившегося из техникума Государственного института театрального искусства, Центрального техникума театрального искусства и Театрального рабфака, вышедшего из Объединенного рабфака искусств, создан Учебно-театральный комбинат ("Теавуз"). В январе 1934 ему присвоено имя А. В. Луначарского. К осени 1934 в институте открыт актерский факультет. В июле 1935 Театральный комбинат был реорганизован в Гос. ин-т театрального искусства им. А. В.Луначарского с тремя факультетами: режиссерским, актерским и директорским. Театроведческий факультет был закрыт (восстановлен вновь в 1937). Директорский факультет прекратил существование к 1939. Во 2-й пол. 30-х гг. происходит процесс дальнейшего становления ГПТИСа как всесоюзного высшего учебного заведения. На педагогическую работу в институт приходит большая группа мастеров МХАТа во главе с Л. М. Леонидовым, M. M. Тархановым и В. Г. Сахновским. В ин-те, наряду с имевшими место кафедрами режиссуры, истории театра, литературы, социально-экономических наук, создаются новые кафедры: мастерства актера (1937), сценической речи, музыкальных дисциплин, иностранных языков (1939). Научно обобщая опыт театральной педагогики, кафедры института становятся базой учебно-методической и научно-исследовательской работы профес-сорско-преподавательского состава; учреждается научная аспирантура; ГИТИС относится к разряду высших учебных заведений, имеющих право присуждать ученые звания и степени. В эти годы в ГИТИСе получает бурное развитие замечательная традиция, явившаяся следствием мудрой национальной политики Советского государства: с 1929 здесь появляется национальное отделение, готовящее актеров, певцов и режиссеров для национальных театров страны. В 1931 ин-т пер-ешел на систему воспитания самостоятельных национальных студий. Подготовленные институтом национальные театральные коллективы заложили основу проф. театров во многих союзных и автономных республиках СССР. К 1960 ГИТИС выпустил 28 национальных студий, составивших новые театральные организмы или пополнивших уже существующие театры в республиках Средней Азии, Северного Кавказа, Прибалтики, Поволжья и других районах СССР. Имея теперь одновременно в своем составе 5 национальных студий, институт ежегодно выпускает и принимает по одной студии. В 1946 в ГИТИСе впервые в истории создаются отделения по подготовке режиссеров-балетмейстеров и оперных режиссеров, в 1951 открывается отделение актеров музыкальной комедии, в 1958 - отделение педагогов хореографии. В институте начинают обучаться студенты и аспиранты из зарубежных стран. В этот период увеличение учебных специальностей, углубление и расширение учебных планов и разрабатываемых научных проблем потребовали создания в институте новых кафедр: философии, истории зарубежного театра, истории изобразительного искусства, хореографии, музыкального театра, вокала, истории театра народов СССР, сценического движения. В настоящее время ин-т имеет три факультета: актерский с национальными студиями при нем, режиссерский и театроведческий, а также самостоят. отделения: балетмейстерское, актеров муз. комедии, педагогов хореографии и режиссеров муз. театра. В ГИТИСе обучаются 500 студентов - представителей свыше 40 национальностей Советского Союза, стран народной демократии и других зарубежных стран: русские, украинцы, белорусы, казахи, таджики, чуваши, адыгейцы, туркмены, эстонцы, литовцы, латыши, китайцы, вьетнамцы, монголы, чехи, болгары, албанцы, немцы, индонезийцы, французы и т. д. На заочном отделении института обучаются ок. 500 творческих и руководящих рботников т-ров и учреждений культуры. В заочной и очной аспирантуре