О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРАББЕ

ГРАББЕ (Grabbe), Христиан Дитрих (11.XII.18O1- 12.IX.1836) - немецкий драматург и театральный критик. Сын смотрителя тюрьмы. Изучал право в Лейпциге и в Берлине. В 1823 безуспешно пытался поступить актером в Дрезденский т-р. Несколько лет работал чиновником. В 1834 теряет службу и переезжает в Дюссельдорф. Там поступает в т-р К. Иммермана, где выступает как критик (1834-36). Лит. деятельность начал в 1822. Нужда, болезнь, одиночество, конфликты с бурж. обществом рано свели его в могилу. Г.- первый представитель нем. реалистич. драмы 19 в., непосредственный предшественник Г. Бюхнера. В первой романтич. трагедии рока "Герцог Теодор Гот-ландский" (1822), написанной на сюжет скандинавской саги, следуя традициям драмы "кошмаров и ужасов", Г. описывает слепую власть судьбы, чудовищны e преступления, кровавую месть. В романтич. комедии "Шутка, сатира, ирония и глубокий смысл" (1827) фантастика и романтич. ирония сочетаются с острой социальной сатирой на романтич. лит-ру. В дальнейшем Г. отходит от романтизма. В теоретич. работе "О шекспировской мании" (1827) он критикует романтиков за слепое подражание Шекспиру, но призывает следовать Шекспиру в правдивом изображении действительности, обосновывает необходимость создания проблемной нац. реалистич. драмы. Эти же требования Г. выдвигает в книге "Театр Дюссельдорфа" (1835), объединяющей его статьи о дюссельдорфском т-ре. В этой книге драматург отвергает совр. т-р - сентиментально-мелодраматич. пьесы Коцебу и пустые драмы Э. Раупаха. В трагедии "Дон-Жуан и Фауст" (1829) Г. дает своеобразную трактовку двух мировых образов. Зрелое творчество Г. развивается в обстановке роста бюргерской политич. оппозиции в нач. 30-х гг. Это определяет демократич., антифеодальную, обличительную направленность его историч. драматургии 1828-36. Изображая те или иные историч. события, Г. обличает совр. ему нем. действительность и с большой симпатией рисует нар. массы. Уже в первой историч. трагедии "Марий и Сулла" (1827) Г., описывая гражданскую войну в Др. Риме, ставит проблему народа, показывает борьбу Мария и Суллы как борьбу представителей разных социально-историч. групп. В трагедиях из истории Германии 12-13 вв. "Император Фридрих Барбаросса" (1829) и "Император Генрих VI" (1830), объединенных под общим назв. "Гогенштауфены" и написанных под влиянием историч. хроник Шекспира и "Валленштейна" Шиллера, Г. дает первый образец нац. реалистич. историч. драмы. Драматург пытается разрушить ореол величия, окружающий Гогенштауфенов в шовинистич. нем. историографии, и резко осуждает их завоеват. политику. В трагедии "Фридрих Барбаросса" он изображает восстание нар. масс Милана против захватившего их город нем. императора. Центр, проблемой творчества Г. является взаимоотношение народа и великой историч. личности. Отвергая культ сильной личности, Г. признает решающую роль народа в историч. процессе. В своей лучшей трагедии "Наполеон, или Сто дней" (1831, пост. в 1835 во Франкфурте-на-Майне, в 1898 в Берлине, в 1899 в Вене), написанной под впечатлением июльской революции 1830, Г. показывает, что творцом истории является народ, именно народ совершил великую французскую революцию и возвращение Наполеона с острова Эльбы возможно только потому, что народ ненавидит Бурбонов. По мнению Г., деятельность великих людей подчинена историч. необходимости, обусловлена социально-историч. обстановкой эпохи (трагедия "Ганнибал", 1835, и др.). В своем творчестве Г. выступал как страстный противник войны и рабства. Он показывал страдания народа во время войны и его героизм. В драме "Битва Германа" (1836), описывая жестокие нравы в римской армии, Г. обличал нем. военщину своего времени, в центре внимания драматурга находились не военачальники, а простые солдаты, к-рые решают исход битвы. Г. следовал Шекспиру в изображении массовых нар. сцен, в композиции (деление на эпизоды), в реалистич. раскрытии обстановки действия. Влияние Шекспира сочетается в историч. трагедиях Г. с шиллеровской традицией, к-рая сказывается в стремлении драматурга создать монументальную историч. драму, в интересе к образу сильного человека. Политические, тенденциозно-обличит., демократич. драмы Г. не могли встретить сочувствия у руководителей т-ров Германии, они не пользовались успехом и у зрителя, воспитанного на сентимент. и романтич. драме. Этому способствовали и художественные недостатки сцен, слабость в раскрь -тии характеров, излишняя детализация, риторичность языка его драматургии. Соч.: Werke, hrsg. von P. Friedrich, Bd 1-4, Weimar, 1923. Лит.: Nieten О., Chr. D. Grabbe. Sein Leben und seine Werke, Dortmund, 1908; Berger A., System der dramat. Technik mit bestim. Untersuchung von Grabbes Dramen, [B.], 1909; Schneider F. J., Chr. D. Grabbe's Personlichkeit und Werk, Monaco, 1934; D i e k m a n n E., Chr. D. Grabbe, Detmold, 1936; Bergmann A., Chr. D. Grabbe, [B.], 1936, Detmold, 1954. Harn. B.