О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРАМШИ

ГРАМШИ (Granisci), Антонио (23.1.1891-27.IV. 1937) - деятель итальянского рабочего движения, основатель и руководитель Коммунистич. партии Италии, крупнейший итальянский теоретик-марксист. В 1914 окончил Туринский ун-т, где изучал филологию, историю и философию. В 1913 вступила Итал. социалистич. партию, в 1917 избран секретарем Туринской секции социалистич. партии. В 1919 основал политич. еженедельник "Ордине нуово", вокруг к-рого сплотилась группа, ставшая ядром будущей итал. Коммунистич. партии. В 1922 участвовал в работе IV Конгресса Коминтерна в Москве и был избран членом его Исполкома. В 1924 вернулся в Италию, где, возглавляя Коммунистич. партию Италии, вел последовательную борьбу за сплочение демократия, сил против пришедших к власти фашистов. В 1926 был арестован. В 1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам заключения. Остаток жизни провел в тюрьме, затем в больнице, где содержался под полицейским надзором. В своих работах Г. большое место уделял вопросам культуры, в т. ч. театр. иск-ву. В 1916-20 был театр. критиком в туринской газете "Аванти!". Его мно-гочисл. рецензии на спектакли, ставившиеся в эти годы в Турине, а также отклики на события театр. жизни объединены под назв. "Театральная хроника" и опубликованы в книге "Литература и национальная жизнь" (1950). Вопросам т-ра и драматургии посвящены также мн. страницы его "Тюремных тетрадей" и "Писем из тюрьмы" (Избр. произв., т. 3, 1959). "Театральная хроника" отражает борьбу Г. за итал. нац. реалистич, иск-во, близкое и понятное народу. Рассматривая театр как школу обществ, и эс-тетич. воспитания народа, Г. боролся против пьес, в к-рых отстаивались лживые и лицемерные принципы бурж. морали (особенно характерны его рецензии на пьесы популярных в то время драматургов Д. Ник-код еми и А. Бернстейна), против превращения спектакля в развлекательное зрелище, в частности против театр. треста бр. Кьярелла, монополизировавшего зрелищные предприятия Турина (в статьях "Театральная промышленность", "Снова о братьях Кьярелла" и др.), отстаивал все новое и подлинно прогрессивное в итал. театре. Г. был одним из первых в Италии, кто оценил гуманистич. содержание драматургии Л. Пиранделло, он написал статьи о его наиболее значит, пьесах тех лет: "Подумай об этом, Джакомино", "Лиола", "Наслаждение в добродетели", "Прививка", "Это так","Как прежде, но лучше, чем прежде", "Колпак с бубенчиками" и др. В Пиранделло Г. видел драматурга-новатора, смело восставшего против традиций итал. бурж. т-ра и высмеявшего нормы мещанской морали. "Его комедии,- писал Г.,- это ручные гранаты, которые взрываются в мозгу зрителей и разбивают вдребезги пошлые чувства и представления". Особенно высоко ценил Г. диалектальные пьесы Пиранделло (рецензия на пьесу "Лиола"). В "Театральных хрониках" Г. уделял значит, место анализу мастерства крупнейших актеров того времени - Э. Граматики, Э. Новелли, Р. Руджери и др. Восхищаясь техникой исполнения Руджери, Г. в то же время осуждал его за стремление подчинить спектакль своей актерской индивидуальности (игра Руджери в роли Макбета). Г. считал важнейшим недостатком итал. трупп отсутствие в них ансамбля. Он связывал будущее итал. театра с новым, пролетарским зрителем (рецензия на пьесу "Анфиса" Андреева). Рецензии и заметки Г. по вопросам драматургии и т-ра играют большую роль в борьбе за демократич. т-р Италии. Соч.: Letters tura evita nazionale, Torino, 1950. Лит. T r e v i s a n i G., Gramsci e il teatro italiano. Studi gramsciani, Roma, 1958; F er r e 11 i G.-C, Sulle cronache teatrali di Gramsci, "Societa", Milano, 1958, .Ns 2. * P. X,