О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРИГОРЬЕВ

ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [20. VH(1. Vill). 1822-25. IX (7. X). 1864]-русский критик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). Лит. деятельность начал в 1843; писал стихотворения, статьи о лит-ре и т-ре, помещал переводы в петерб. и моек. журналах и газетах ("Репертуар и Пантеон", "Отечественные записки" и др.). С 1849 Г. печатал в моек. и петерб. журналах систематич. обзоры спектаклей моек. и петерб. т-ров и теоретич. статьи о т-ре ("О русской драме и русской сцене", "Об элементах драмы в нынешнем русском обществе", "Современное состояние русской драматургии" и др.), статьи об отдельных выдающихся актерах (Т. Сальвини" П. Мочалов, П. Каратыгин, П. Садовский, П. Васильев и др.). С 1856 сотрудничал в славянофильском журн. "Москвитянин", возглавив его "Молодую редакцию", в к-рую входили писатели А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, П. И. Мельников-Печерский, И.Ф. Горбунов и др. В многочисл. лит.-критич. статьях (о комедиях Островского, о рус. лит-ре после Пушкина, о творчестве Грибоедова, Лермонтова, Л. Н. Толстого и др.) Г. пытался обосновать свою теорию иск-ва, названную им теорией "органич. критики". В основе этой идеалистич. и непоследовательной эклектич. теории лежит мысль о том, что внутр. закономерности развития иск-ва познаются интуитивно. Будучи восторженным поклонником Островского, Г. усматривал в его произв. не обличение темных сторон купеч. быта, а идеализацию патриархального, "не тронутого фальшью цивилизации" консервативного рус. купечества. Взгляды Г. на иск-во и драматургию вызывали резкие возражения со стороны передовых критиков его времени - революц. демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Глубоко ошибочны были и взгляды Г. на творчество актера (он отрицал необходимость образования и систематич. работы над ролью, не придавал значения качеству репертуара и т. п.). Однако театр. рецензии Г. имели большой успех. Критик разбирал игру актеров с большой тщательностью, в образной форме, со страстным пафосом, обнаруживая при этом тонкий вкус и знание не только рус., но и нем. и франц. теоретич. трудов по сценич. иск-ву. Соч.: Собр. соч., т. 1-2, вып. 1-14,М., 1915-16. Лит.: Аполлон Александрович Григорьев. Материалы к биографии, П.,1917;Долгова Н., Аполлон Григорьев как театральный рецензент, "ЕИТ", СПБ, 1914, [вып.] V, с. 80-96; История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 470-87. А. Кл.