О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРИЛЬПАРЦЕР

ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer), Франц (15.1.1791, Вена,- 21.1.1872, там же) - австрийский писатель, драматург, исследователь театра. Изучал право в Венском ун-те (1808-12). С 1813- чиновник, с 1832-директор архива Министерства финансов в Вене. Г. не принимал реакционного меттерниховского режима, тяготился службой и вступал в постоянные конфликты с цензурой, запрещавшей его произведения, но он отвергал и революцию. После 1848 происходит поворот Г. к консервативным позициям, а в конце жизни он примиряется с окружающей его действительностью. Политич. колебания обусловили и противоречивость творчества Г.: с одной стороны,- гуманистич. утверждение ценности жизни и любви, протест против за-хватнич. войн и преступлений, мечты о всеобщем счастье, с другой - про- поведь отречения, отказ от борьбы, индивидуализм, попытки найти выход в иллюзорной "личной свободе". Для творчества Г. характерно разнообразие драматич. форм (трагедия рока, историч. трагедия, драма-сказка, драматич. поэма, комедия). Первое законченное драматич. произв. Г.-"Бланка Кастильская" (1809)классицистич. драма, написанная по образцу "Дон Карлоса", на сцене не ставилась. В романтич. трагедии "Праматерь" (пост. в 1817 в т-ре "АН дер Вин" с участием артистов "Бургтеатра") Г. использует дра-матургич. приемы, характерные для "трагедии рока" нем. романтиков. Тема господства судьбы над волей и порывами человека, ставшая впоследствии одной пз гл. тем драматурга, раскрывается здесь на романтико-фантастич. фоне (действие происходит в мрачном ср.-век. замке, населенном призраками и привидениями, герой пьесы- разбойник, сын благородного владельца замка и т. д.). На этом фоне драматург создавал характеры энергичных и волевых людей, пытающихся бороться с властью судьбы. Его герои - люди глубоко и сильно чувствующие. Вслед за "Праматерью" Г. пишет трагедию "Сафо" (1818, "Бургтеатр", в гл. роли С. Шредер), трилогию "Золотое руно" (1820, "Бургтеатр", 1826), трагедию "Волны моря и любви" (1831, "Бургтеатр"), в к-рых стремится уйти от мрачной совр. действительности в светлый мир солнечной Эллады. В этих пьесах Г. говорит о служении иск-ву, об отречении от человеческой любви во имя творчества ("Сафо"), показывает пагубную силу власти золота, разрушающую истинные чувства и ведущую человека к гибели ("Золотое руно"), утверждает победу любви над религией и аскетизмом ("Волны моря и любви"). Романтические тенденции сочетаются в его трагедиях, написанных на античные сюжеты, с устремленностью к реализму и психологическими мотивировками поступков, развитием характеров. В историч. трагедии "Счастье и гибель короля Оттокара" (1825, "Бургтеатр", с участием Аншюца и С. Шредер)- о борьбе Рудольфа Габсбургского с богемским королем Оттокаром, автор осуждал честолюбца и узурпатора Оттокара (придавая ему черты Наполеона), ведущего несправедливую, завоевательную войну. В трагедии из истории Венгрии 13 в. "Верный слуга своего господина" (1828) Г. возвеличивал графа Банк-бана, к-рый защищал монархию от восставшего народа и для к-рого долг по отношению к королю выше личного счастья. Обе трагедии были запрещены из-за аналогии с совр. событиями. Отвергая политику всесильного правителя, Г. приходит к отрицанию всякой политич. деятельности. В трагедии "Сон есть жизнь" ("Бургтеатр", 1834) Г. показывает, что безграничное честолюбие влечет человека на путь преступления и зла. В историч. трагедии "Вражда братьев в Габсбургском доме" (1850) Г. противопоставляет узурпатору Максимилиану "слабого" короля Рудольфа II, предпочитающего политич. борьбе созерцательность и душевный покой. В историч. трагедии "Еврейка из Толедо" (1855, "Бургтеатр", 1873) Г. показывает короля, отрекающегося от любви во имя формального долга перед государством. Драматич. поэма "Либуша" ("Бургтеатр", 1874) воплощает утопич. идею о совершенном общественном порядке, полученном мирным путем, благодаря справедливому правителю. Г. отдается идеалистич. мечтам о всеобщем счастье, хотя и не видит реальных путей к их осуществлению. В1837 Г. написал историч. комедию "Горе тому, кто лжет". После провала комедии в "Бургтеатре" в 1838 Г. отказался печататьи не разрешал ставить на сцене свои произв. Последующие драмы Г. были опубликованы лишь после его смерти. В "Бургтеатре" основными постановщиками пьес Г. были П. Шрейфогель и Г. Лаубе. Пьесы Г. ставились во мн. странах мира, в т. ч. и в России. M. H. Ермолова играла в 1891-92 в Малом т-ре Сафо (о. п.); В. Ф. Ко-миссаржевская в 1909 в своем т-ре играла Берту ("Праматерь"). Пьесы Г. сохраняются в репертуаре т-ров и в наст. время. Г. был автором лирич. стихов и новелл, его перу принадлежат исследования по истории нем., франц., греч. и итал. литературы и т-ров -"Исследование испанского театра" (1892), "Исследование греческих драматургов" (1892) и др. Он особенно глубоко изучал творчество исп. драматургов 17 в. Лопе де Вега и Кальдер она. Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-38, В., 1909-45; Werke, mit einer Einfuhrung von C. Prager, Bd 1-6, Lpz., 1957; в рус. пер.-Пьесы, M.-П., 1923; Пьесы, М.-Л-, 1961. Лит.: К a t a n n О." Wegweiser durch die Grillparzer-Literatur, Stuttg., 1921-22; Va n es e K., Grillparzer-Bibliographie, Stuttg., 1937; E h r h а г d t A., P. Grill-parzer. Sein Leben und seine Werke, 2. Aufl., Munch. 1910; Reich E., F. Grillparzers Dramen, 4. Aufl. Dresd., 1937; Vanese K., F. Grillparzer. Bild und Forschung, Stuttg., t941; N a d l e r J., F. Grillparzer, W., 1952; Auernhei-m er R., F. Grillparzer. Der Dichter Osterreichs, W., 1949; F u-erst N., F. Grillparzer auf der Buhne, W -Munch., 1958. Harn. B.