О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
За Зб Зв Зг Зд Зе Зж Зз Зи Зй Зк Зл Зм Зн Зо Зп Зр Зс Зт Зу Зф Зх Зц Зч Зш Зщ Зъ Зы Зь Зэ Зю Зя
 

ЗУДЕРМАН

ЗУДЕРМАН (Sudermann), Герман (30.IX.1857- 21.XI.1928) - немецкий писатель, драматург. Изучал историю литературы в Кенигсбергском и Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность начал в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик и драматург О. Блюменталь, возглавлявший "Лессинг-театр". Драмы 3. "Честь" (1889), "Гибель Содома" (1890), "Родина" (1893) были пост. в этом т-ре. Стремление драматурга изобразить "кусок действительности", подробности быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к натурализму, господствовавшему в нем. драматургии конца 19 в. Как и Гауптман, 3. пытается критически осветить существующее социальное неравенство, подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть значит. обществ, вопросы. Драматург показывал разложение бурж. семьи, гибель художника в капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации, но пьесы его отличались слащавостью, слезливой сентиментальностью, родственной драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая социальные конфликты, 3. переводит их в морально-этич. область. Мещанскую добродетель своих героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в последующих драмах на совр. сюжеты он отказывается от критики бурж. морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных сыновей и дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Все это определило успех пьес 3. у либерально настроенного бурж. зрителя. Пьесы 3. ставились во мн. т-рах мира. Популярность их объяснялась сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными у франц. драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом и выигрышными ролями. Особенно удавались 3. роли молодых женщин и девушек с характерными для того времени неврастенич. порывами, поисками цели в жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.: "Бой бабочек" (1894), "Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни Ивановой ночи" (1900), "Да здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные режиссеры: О. Брам ("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р), А. Антуан ("Честь", Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые актеры: И. Кайнц (Вилли Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте - "Три соколиных пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер (фон Рекниц - "Счастье в уголке"); Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу 3. "Честь" показал в 1891 Э. Поссарт во время гастролей, в дальнейшем в России пьесы 3. ставили Т-р Корша, Александрийский т-р, Малый т-р.Лучшими исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина (Ада - "Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози - "Бой бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка - "Огни Ивановой ночи"). Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде драм 3. проявлялись и модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899), "Иоанн" и др. С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т. 1, 2 изд.. M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5 Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ, 1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.