О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАВЕРИН

КАВЕРИН, Федор Николаевич [1(13).II. 1897, Москва,- 20. X. 1957, там же] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). В гимназич. и студенческие годы много играл в любительских спектаклях, занимался в Поленовском нар. доме, где принимал участие в создании репертуара, писал одноактные пьесы. В 1918 поступил в школу Малого т-ра (ученик Н. А. Смирновой и В. Н. Пашенной). По окончании школы (1922) был зачислен режиссером в Малый т-р. Первые самостоят, работы - "Комик XVII столетия" Островского (1922) и комедия Голь-дони "Бабьи сплетни" (1923), поставленная под влиянием вахтанговской "Принцессы Турандот". В 1925 К. возглавил ДЗеадрстудию Малого т-ра (был режиссером этого т-ра с момента его организации), созданную из выпускников школы (с 1932 - Новый т-р, в 1936-43 - Моск. драм. т-р). Воспитанник реалистич", школы Малого т-ра, К., однако, не был удовлетворен традиционными сценич. формами. Увлеченный иск-вом Вахтангова, он уже в первых своих спектаклях обратился к эксперименту, поискам новых приемов театр. выразительности, проявляя богатую фантазию и изобретательность. В спектакле "Кинороман" Кайзера (1926) ирония, пародия служили целям сатирич. осмеяния аристократич. общества. Эта постановка выдвинула К. в первые ряды молодой сов. режиссуры. Свои театр. принципы К. развивал в комедийных спектаклях студии - "Похождения Бальзаминова" (по трилогии Островского, 1926), "Вредный элемент" Шкваркина (1927), "Конец - делу венец" Шекспира (1928) и в спектакле "Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного (1932), пост. К. в Мюзик-холле. Присущие иск-ву К. образность театр. формы, оригинальность постановочных приемов сочетались в лучших работах режиссера с живой реалистич. обрисовкой образов: "Без вины виноватые" (1930); "Уриэль Акоста" Гуцко-ва (1934), "Трус" Крона (1936) - в студии; "Суд идет" Добрушина (1929), "Восстание в гетто" Маркиша (1946) - в Моск. гос. евр. т-ре; "Обыкновенный человек" Леонова (1945, совм. с В. А. Любимовым) - в Моск. т-ре драмы. С 1925 К. вел педагогич. работу - в студии Малого т-ра, ГИТИСе, театр. уч-ще Гос. евр. т-ра, в Моск. консерватории. Профессор (с 1949). Постоянно оказывал широкую творч. помощь коллективам театр. самодеятельности. Автор статей и брошюр, посв. работе режиссера в самодеят. т-ре, оформлению спектаклей на малой сцене и др. Соч.: Роль самообразования в творчестве актера, М., 1934; Работа над спектаклем, М.-Л., 1938; Работа режиссера самодеятельного театра, М., 1945; Оформление спектакля на малой сцене, М., 1951. Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947; Марков П., Театральные портреты, "Жизнь искусства", Л., 1928, ј 13. JJ. В.