О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАЛИДАСА

КАЛИДАСА (4-5 вв. н. э.) - индийский поэт и драматург. Творчество К. относится ко времени империи Гуптов - последнего крупного рабовла-дельч. гос-ва Индии, когда санскритский классич. т-р достиг своего расцвета. Драматич. произв. К. "Мала-вика и Агнимитра" - легкая комедия интриги о любви царя Ангимитры и пленницы Малавики. В ней осуждается бездеятельность монарха, пренебрегающего своими обязанностями защитника государства. В основе драмы "Мужеством обретенная Урваши" - легенда (о любви царя Пурураваса к небесной деве), утверждавшая, что земная любовь преходяща, счастье же бесконечно только на небесах. Сохраняя верность традиции, К. в то же время изменяет трактовку легенды. Драма исполнена ненависти к косности, смысл жизни К. видит в борьбе, в напряжении физич. и духовных сил человека для достижения высокой цели. Особое место в творчестве К. занимает драма "Шакунтала" на сюжет сказания о царе Душь-янте, соблазнившем девушку из лесной обители Шакунталу и лишь по велению богов сочетавшегося с ней браком. Драма К. повествует о борьбе добра и зла. В "Шакунтале" цари, боги и придворные говорят на санскрите, женщины и представители более низких слоев населения - на др. лит. языках древней Индии (пракритах); в тексте проза перемежается со стихами. Неотъемлемыми элементами драмы являются танец, пение и музыка. Творчество К. было ограничено жесткими канонами теоретич. трактатов о драматургии, выражавшими стремление господств. классов ослабить общественную роль т-ра. Но традиц. сюжеты он наполнял живым содержанием. В драмах К. открывался радостный мир гармонии и разума, в них стиралась непроходимая грань между всемогущим божеством и бессильным человеком. Он писал о высокой любви, героизме. К. широко пользовался приемом невысказанного смысла - "отзвука", "эха" (т. н. дхвани, близкого в совр. понимании подтексту). Драматургия К. построена на единстве действия и единстве чувства. Согласно законам инд. эстетики, драматург должен подчинить композицию пьесы тому или иному чувству героя (любви, гневу, страху и т. д.). Используя узаконенные поэтич. трактатами дра-матич. формы, К. наполнил их содержанием, в известной мере противоречащим этим формам. Хотя драматургия К. была доступна лишь узкому кругу людей, т. к. книжные языки древней Индии были оторваны от живых языков, драмы К. народны благодаря героич. пафосу, пронизывающему их, утверждению ценности человеческой личности. Выступая с требованиями принципов просвещенной монархии, К. обличал безнравственность антинародной власти, отражал подлинно нар. интересы. В 1903 "Шакунтала" была пост. в т-ре "Шаушпиль-хауз" (Берлин); в 1914 - в Камерном т-ре (Москва); в 1957 - в Художеств. т-ре китайской молодежи (Пекин) и др. Соч. в рус. пер.: Драмы, пер. К. Бальмонта, М., 1916; Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956. Лит.: Пащенко В. И., Гордость индийской литературы - Калидаса, М., 1956; Кальянов В. И. и Э р м а н В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М., 1958; Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сб.: Из истории эстетической мысли древности и среднве-ковья, М.. 1У61. И. Р.