О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) - русский советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы. Основатель и руководитель А. Я. Таиров; им пост. все осн. спектакли т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял свою творческую программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру, связанному с символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в узких пределах исканий "чистой театральности", характерных для модернистских течений в иск-ве предреволюц. лет. Это сказалось в постановке эстетизированной мистерии "Сакунтала", изысканных пантомимных представлениях - "Духов день в Толедо" Кузмина (1915) и "Покрывало Пьеретты" Шницлера (1916), прихотливой стилизации античного мифа - "Фамира Кифаред" Анненского (1916), в спектакле "Саломея" Уайльда (1917). Борьба т-ра "...против мещанства в жизни, - писал позднее Таиров,- сузилась до борьбы против мещанства лишь на театре... Сценическую площадку мы стали рассматривать как "мир в себе"... Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и привел бы к катастрофе, если бы не Великая Октябрьская социадиетическая революция. Революция вызвала гигантскую переоценку всех ценностей" ("По-новому о новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947, с. 154- 155). Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в творческом опыте К. т. постепенно формировалось то новое, что сближало т-р с революц. действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать, что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни..., а из сотворенной жизни того сценического образа, который из волшебной страны фантазии вызывает актер к его творческому бытию" (Таиров А. Я., Записки режиссера, [М.], 1921, с. 75). Это определило и характер репертуара т-ра, далекого от современности, и его сценич. воплощение, основанное на поисках особых "чистых" театр. эмоций. Из спектаклей, пост. т-ром в 1917-20 ("Король-Арлекин" Лотара, "Ящик с игрушками" пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер" Скриба и Легуве, "Принцесса Брамбилла" по Гофману и др.), только спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром А. Г. Коонен создала проникнутый правдой живого чувства лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра. Художеств. программа К. т. с момента его основания* была программой син-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась с буффонадой в обозрениях и опереттах. А. В. Луначарский, характеризуя путь развития К. т., говорил, что этот т-р "...вероятно, будет, в отношении к слагающемуся быту, гораздо более абстрактным, но зато абстракцию он будет наполнять живым, подлинным сценическим искусством" (сб. "Камерный театр", 1934, с. 43). Это живое, подлинное сценич. иск-во, связанное с передачей актером (гл. обр. Коонен) глубокого человеческого чувства, с наибольшей полнотой проявилось в трагедийных спектаклях - "Федра" (1921, худ. Веснин; Федра - Коонен, Тесей - Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами" (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила (1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим Гаррис - Александров, Микки - Чаплыгин). В пост. пьес О'Нила намечалось конкретно-социальное осмысление темы, осложненное, однако, экспрессионистскими мотивами. Т. о., в 20-е гг. деятельность К. т. отличалась чрезвычайной пестротой и в то же время в ней проявилось стремление к преодолению эстетич. замкнутости. В спектаклях т-ра футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской фантастикой ("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты ("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и Зака (1925). В дальнейшем приемы оперетты и обозрения соединяются в социально заостренном спектакле "Опера нищих" Брехта и Вей-ля - первый опыт воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг; Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии). Отвлеченность конструктивистских форм ("Человек, который был Четвергом" но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность, наполняется обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933, худ. Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин). Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были удачны ("Наталия Тарпова" Семенова, 1929; "Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в области пост. произв. сов. драматургии получили блестящее завершение в спектакле "Оптимистическая трагедия" (1933, худ. Рындин; Комиссар-Коонен, Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика пьесы глубоко и последовательно была воплощена в спектакле, представлявшем собой яркий пример новаторского переосмысления трагедийного жанра, насыщения его новым, революц. содержанием. Героич. мотивы, родственные духу революц. романтики Вишневского, вновь прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и "Честь" Мдивани (1938), оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней противоречивостью, определявшейся произвольным сочетанием лит. первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские ночи" (1934), состоявшая из фрагментов одноим. произв. Пушкина, "Цезаря и Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один из лучших спектаклей- "Мадам Бовари" (по одноим. роману Флобера), в к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека в чуждой ему меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма - Коонен). На творческой жизни К. т. тяжело отразилась несправедливо резкая оценка, к-рую в условиях культа личности Сталина вызвала осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на муз. Бородина "Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как выражение чуждых политич. тенденций, что было связано с характеристикой К. т. как т-ра "действительно буржуазного", данной Сталиным еще в 1929. Подкрепляемая ссылкой лишь на неудачи К. т. ("Заговор равных" Левидова, 1927, "Багровый остров" Булгакова, 1928) подобная характеристика по существу зачеркивала путь, пройденный т-ром в сов. годы, искажала перспективу его развития. В 1938 была предпринята попытка слияния К. т. с коллективом Реа-листич. т-ра, руководимого Н. П. Охлопковым. Однако в силу различия творческих принципов, после единственной постановки, осуществленной на сцене К. т. ("Кочубей" Первенцева, 1938), Охлопков в 1939 вместе с группой актеров ушел из К. т. В годы Отечеств. войны т-р продолжил свои искания в области создания героико-романтич. спектакля ["Небо Москвы" Мдивани, 1942; "Пока не остановится сердце" Паустовского, 1943 (Мартынова - Коонен); "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, 1944] и в области спектакля-обозрения, включающего приемы оперетты ("Раскинулось море широкое Вишневского, Крона и Азарова, 1943). Своеобразное толкование получили на сцене К. т. "Чайка", пост. "в сукнах" в стиле спектакля-концерта (1940, реж.Таиров и Л. Лукьянов), и "Без вины виноватые" (1944), раскрывавшие тему трагедии художника в бурж. обществе (в ролях Нины Заречной и Отрадиной-Кручининой - Коонен). Стремлением к углублению иск-ва, более тесному сближению с современностью, тонкому и разностороннему раскрытию психологич. сущности образа отмечены лучшие послевоен. спектакли т-ра: "Верные сердца" Берггольц и Макагоненко (1945, сценич. композиция Таирова, реж.-постановщик Н. Сухоцкая), "Жизнь в цитадели" Якобсона (1947), "Ветер с юга" Грина (1948, реж. Таиров и Л. Лукьянов). Гуманизмом были проникнуты спектакли К. т. "Он пришел" Пристли (1945) и в особенности "Старик" Горького (1946, в ролях Гуля и Старика - П. Гайде-буров; реж. обоих спектаклей Таиров и Лукьянов). В 1950 К. т. был закрыт; труппа т-ра в значит. своей части вошла во вновь организованный Т-р им. Пушкина. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958 (статьи: "Из московских впечатлений", ""Федра" в Камерном театре", "К десятилетию Камерного театра", ""Косматая обезьяна" в Камерном театре", "Из театральных исканий", "О театральной критике" - раздел Дореволюционные театры футуристическою уклона): Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924, с. 37-39; А п у ш к и н Я., Камерный театр. М.-Л., 1927; Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания, М., 19341 Державин К., Книга о Камерном театре. 1914-1934, Л., 1934? Камерный театр его художники. 1914-1934, М., 134; Очерки историй русского советского драматического театра, т. 2-3, M., 1960-61 (главы "Московские театры"). J. Рос.