О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАРАГИОЗИС

КАРАГИОЗИС (?) - персонаж греческого теневого театра, а также название кукольного теневого театра. К. сформировался в результате ассимиляции и эллинизации тур. т-ра Карагез в сер. 19 в. Первым известным греч. кукловодом т-ра К. был Я. Брахалис, выступивший в 50-е гг. 19 в. Главная заслуга в реформе К. и в превращении его в греч. нар. теневой т-р принадлежит актеру Мимаросу (псевд. Д. Сардуниса), к-рый выступил в 90-е гг. 19 в. Дальнейшую реформу и творч. развитие К. совершили кукловоды А. Моллас и С. Спафарис, в иск-ве к-рых т-р К. достигает наибольшего расцвета. Для сюжетов спектаклей К. использовались эпизода? древней и новой греч. истории, мифы, легедды и фнтастич. .приключения, в к-рых выступали постоянные традиционные персонажи К. (Хадзиаватис и др.) и историч. и легендарные лица (Александр Македонский, герои войны 1821, и др.); комич. эпизоды переплетаются здесь с историко-героич. и патриотич. мотивами. Постепенно в т-ре К. господствующими стали элементы, отражающие быт, нравы, порой отдельные политич. явления совр. жизни Греции. Наряду с условными фигурами представителей властей - тур. визири, паши, бей, грубый и трусливый тур. жандарм, на полотне появились персонажи представителей разных областей страны с типизированными чертами характера, говорящие на местных наречиях,- Ниониос, Барба-Гиоргос и др.; большое место заняли пьесы, изображающие приключения К. в условиях гор. быта; "К.-врач", "К.-булочник", "Женитьба К." и т. п. Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проделках сделали К. воплощением нар. ума, сатирич. духа, побеждающего оружием смеха все жизненные невзгоды. К мотивам и персонажам т-ра К. обращается совр. греч. драматург В. Ротас, к-рый написал серию остросатирич. пьес о совр. политич. жизни Греции. В 40-50-е гг., в результате изменения эстетич. вкусов, распространения кинематографа и др. зрелищ, т-р К. в Греции переживает упадок. Лит.: L. R о u s s e l, ou "Karagheuz,ou Un theatre d'ombri s a Athenes", t. I, Athenes, 1921; C a i m i G., Karaghiozi ou la Comedie grecque dans l'ame du theatre d'ombres, Athenes, 1935; ?,? ?., ? ? "? ? ? "? ?, I960. Д. С[ Д ЖАЛЕ (Caragiale), Ион Лука [30.1.1852 Хаиманале (Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург. Один из основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в актерской среде. Его дяди - Костаке и Йоргу - были известными актерами 1-й пол. 19 в. Начальную школу и гимназию К. окончил в Плоешти, мечтая в дальнейшем следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2 лет посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в 1874 как журналист. Вскоре появляются его первые театр. рецензии и статьи о состоянии рум. т-ра. Первая пьеса К. - двухактная комедия "Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой комедии К. показано разложение бурж. семьи, лицемерие бурж. общества. Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К. внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущенный К. взял пьесу обратно. Драматурга обвинили в "безнравственности и отсутствии патриотизма". Началась компания клеветы и травли писателя. Следующая пьеса К. - 1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879) разоблачает политич. несостоятельность мелкой буржуазии, ее лицемерный либерализм. В 1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию, создавшую ему славу мастера комедийного жанра. В лучшей из своих комедий "Потерянное письмо" (1884, Нац. т-р) он разоблачает бурж.-помещичий строй, систему бурж. парламентаризма, безнравственность обществ, и частной жизни представителей господствующих классов. Имена действующих лиц пьесы стали своеобразными символами политич. жизни Румынии. Появление "Потерянного письма" на сцене Нац. т-ра вызвало поток обвинений и клеветы со стороны реакции. Та же участь постигла и следующую комедию К. "Во время карнавала" (1885), в к-рой писатель высмеивал мещанский мир мелких чиновников, стремящихся подражать "высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890, Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает место драматизму. "Напасть" - пси-хологич. драма, тонко передающая душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли К. в клевете на нацию и в 1904 он в результате травли был вынужден покинуть родину. К. поселился в Берлине, не порывая, однако, с прогрессивными кругами румынской общественности и откликаясь на все события политической жизни своего народа. Творчество К. имело большое влияние на развитие рум. т-ра и драматургии. Мастерство композиции диалога ставит комедии К. в ряд лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует язык своих героев как средство характеристики и типизации образов. Множество выражений и реплик из его произв. вошло в обиходную речь. В первых театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвященных состоянию рум. т-ра, К. резко выступает против попыток господствующей верхушки превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры и иск-ва как зеркал окружающей жизни, ставит вопрос об улучшении организации театр. дела, с беспокойством говорит об упадке нац. т-ра. Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить в жизнь в период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он включал в репертуар т-ра произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режиссера в т-ре, выдвигал молодежь. Его деятельность способствовала утверждению в Нац. т-ре реалистич. направления. На драматургии К. воспитывались крупнейшие рум. актеры: А. Романеску, К. Ноттара, Ш. Юлиана, М. Чукуреску, П. Густи и др. В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич. жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем "Бурная ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом реакции" (1952). Эти комедии были пост. режиссером С. Александреску. В 1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К. ставятся во многих зарубежных т-рах. В 1952 "Потерянное письмо" было поставлено Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика. С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953. Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952; А 1-terescu S.,Tornea Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р.