О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. ? - очищение; обычно как медицинский или религиозный термин) - в терминологии Аристотеля "очистительное" воздействие определенных видов иск-ва. Давая определение трагедии (см. "Поэтика", гл. ?1,1449 в), Аристотель замечает, что она осуществляет "посредством страха и сострадания очищение (катарсис) подобных аффектов". О К., производимом нек-рыми муз. произведениями, Аристотель вскользь говорит в "Политике". Однако полного разъяснения понятия К. в сочинениях Аристотеля нет. Европейская эстетич. мысль нового времени неоднократно обращалась к выяснению подлинного смысла К. До сер. 19 в. преобладало моралистич. понимание К. как нравоучительного воздействия трагедии. На эту интерпретацию понятия К. опирались теоретики классицизма (П. Корнель) и Просвещения (Э. Лессинг), стремившиеся придать т-ру воспитательное значение. С критикой моралистич. понимания К. выступил Гете. Однако его собственная теория, согласно к-рой К. есть "гармоническое примирение страстей" в финале, трагедии, не раскрывает учения Аристотеля. Новый этап в истории вопроса о К. был открыт Я. Бер-найсом. Согласно его "медицинской" теории (высказана впервые в 1857), Аристотель имел в виду не этическое, а психологическое ("психотерапическое") воздействие трагедии, к-рая искусственно усиливает в ду ше зрителя аффекты страха и сострадания и тем приводит его к разрядке и облегчению. Теория Бернайса служит отправной точкой для большинства современных исследований. Однако имеются попытки возродить предшествующие точки зрения (напр., возвращение к взглядам Гете у Г. Отте и Дж. Элса, 1957). Ряд исследователей стремится сочетать в раскрытии этого понятия психологич. и этич. аспекты (Э. Целлер, А. Ростаньи). Понятие К. в системе эстетич. идей Аристотеля еще не выяснено. Споры вызывает вопрос об отношении К., к-рый является, очевидно, актом эмоциональным, к познавательной функции иск-ва. В рус. и сов. науке вклад в изучение вопроса о К. внесли Н. И. Новосадский, Б. В. Варнеке, А. А. Грушка и др. Соч. А р и с т о т e л я: La poetica di Aristoteie. Con introduzione, commento e appendice critica di A. Rostagni, Torino, 1928; то же 1945; в рус. пер.-Об искусстве поэзии, греч. тексте пер. и объяснениями В. Г. Аппельрота, М., 1893; то же, пер. В. Г. Аппельрота, со статьями А. С. Ахманова и Ф. А. Петровского, под ред. Ф. А. Петровского, М." 1957; Поэтика, пер." введение и примеч. Н. И. Новосадского, Л." 1927; Политика, пер. с греч. С. А. Жебелева, СПБ, 1911. Лит.: Р а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957; Новосадский Н. И., Введение к переводу "Поэтики" Аристотеля, Л., 1927; В e а у s J.,Zwei Abhandlungen uber Aristotelische Theorie des Drama, B., 1880; Butcher S. H., Aristotle*s theory of poetry and fine art. N. Y., 1955; Else G. F., Aristotle*s poetics: the argument, Cambr. (Mass.), 1957. С. А.