О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЕДРОВ

КЕДРОВ, Михаил Николаевич (р.21.XII.1893)- русский советский режиссер, актер, педагог. Нар.арт. СССР (1948). Один из творческих руководителей МХАТа. Со школьных лет участвовал в любительских драм. кружках как актер и режиссер; увлекался живописью и скульптурой. После Октябрьской революции учился в Свободных художеств. мастерских (с 1921 ВХУТЕМАС). Интерес к изобразит. иск-вам обогатил впо-* следствии актерское и режиссерское творчество К., отли чающееся пластич. выразительностью формы. В 1920 поступил в театр. студию им. Грибоедова (рук. В. В. Луж-ский), в к-рой преподавал К. С. Станиславский. В 1922 был принят во 2-ю студию МХАТа; с 1924 - в труппе МХАТа. Начал выступать как актер на сцене студии, одновременно исполняя эпизодич. роли в спектаклях МХАТа (Христиан Иванович-"Ревизор" Гоголя, Меньшиков, Миних и Грюнштейн - "Елизавета Петровна" Смолина, сторож Максим - "Дни Турбиных" Булгакова, секретарь суда и судья Бридуазон - "Женитьба Фигаро" Бомарше, и др.). В 1927 в спектакле "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова создал обаятельный образ героя-партизана, китайца Синь-Бин-У. В том же сезоне он в остро сатирич. манере сыграл роль попа Ионы в пьесе Леонова "Унти-ловск", а в 1931 кулака Квасова в спектакле "Хлеб" Киршона. К числу лучших актерских работ К. относятся также Манилов ("Мертвые души", 1932), Захар Бардин ("Враги", 1935), Каренин ("Анна Каренина", 1938), Мирон Горлов ("Фронт", 1942), Тартюф и др. В сценнч. образах К. тонкое чувство художеств. правды сочетается с глубоким постижением социальной сущности роли, мягкость артистич. средств - с яркостью сценич. перевоплощения. В 30-х гг. К. начал работать как театр. педагог и режиссер, став впоследствии одним из ведущих деятелей МХАТа (в 1946-55 - гл. режиссер, с 1960- председатель худ. коллегии), одним из крупнейших режиссеров сов. т-ра. Его первая постановка "В людях" (1933, инсценировка горьковских произведений) прочно вошла в репертуар т-ра, получила высокую оценку самого автора. В. И. Немирович-Данченко привлек К. к совместной работе над постановкой пьесы "Враги" (1936), сыгравшей значит, роль в становлении метода социалистич. реализма на сов. сцене. В те же годы К. ведет педагогич. работу во ВГИКе (на режиссерском отделении, возглавляемом С. М. Эйзенштейном). В 1936 Станиславский пригласил К. вести ре-жиссерско-педагогич. работу в Оперно-драматич. студии, где под его руководством был создан ряд драм. ,и оперных спектаклей: "Три сестры", "Чио-Чио-сан" и др. После смерти Станиславского К. стал творческим руководителем Оперно-драматич. студии-театра им. К. С. Станиславского (1938-48), а затем Школы-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. В 1936 К. возглавил группу актеров МХАТа, работающих над изучением нового творческого метода К. С. Станиславского. На основе этой экспериментальной работы К. был пост. спектакль "Тартюф" (1939), где он играл заглавную роль. Станиславский называл К. своим ближайшим помощником по созданию "системы". В своей дальнейшей режиссерской и педагогич. работе К. развивал творческие идеи своих учителей, конкретизировал нек-рые положения учения Станиславского, разрабатывал новые методы режиссерского творчества. Большое принципиальное значение имел новаторский с точки зрения режиссерских приемов и утверждения новых методов актерского творчества спектакль К. "Глубокая разведка" Крона (1943, Гос. пр. СССР, 1946). Под руководством К. на сцене МХАТа были поставлены "Дни и ночи" и "Русский вопрос" Симонова (1947), "Дядя Ваня" (1947), "Лес" (1948) и др. К числу лучших режиссерских работ К. принадлежат "Плоды просвещения" (1951, Гос. пр. СССР, 1952), "Третья патетическая" Погодина(1958). В 1958 К. пост. "Зимнюю сказку" Шекспира; в 1961 - пьесу Корнейчука "Над Днепром", посвященную вопросам колхозного строительства. В режиссерских работах К. преобладает тема формирования личности совр. героя, страстного, непримиримого борца за новые идеалы. Умение глубоко вскрыть драматургич. конфликт и организовать активную сценич. борьбу - отличительная особенность иск-ва К. Последовательный продолжатель лучших режиссерских традиций МХАТа, К. раскрывает идейное содержание спектакля прежде всего через иск-во самих актеров. В течение ряда лет К. возглавляет творческую лабораторию, в к-рую входят мн. крупнейшие сов. актеры и режиссеры, опирающиеся в своем творчестве на лучшие достижения иск-ва МХАТа. Др. пост.: "Зеленая улица" Сурова (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Чужая тень" Симонова (Гос. пр. СССР, 1950), "Залп "Авроры"" Болынин-цова и Чиаурели (1952). Лит.- Михаил Николаевич Кедров, М., 1949; Ежегодник Моск. Художеств. театра. 1951-'1952 гг., М., 1956, с. 7-72; "Театр", 1939, ј 6, там же, 1960, ј 11, с. 91-94; "Театральная Москва", 1959, М 139, с. 2-4. Г р. К.