О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ

"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ" (Comedie-Francaise; официальное назв.- "Театр Франсе", "Theatre-Francais") - французский театр. Осн. в 1680 по указу Людовика XIV, объединившему Т-р Мольера (ранее слившийся с т-ром "Маре") и т-р "Бургундский отель". В труппу т-ра вошли 27 актеров, в т. ч. М. Шан-меле, М. Барон, П. Пуассон, Ш. Лагранж, Н. Оте-рош, К. Розимон, А. Бежар. Т-р получал королевскую дотацию (12 000 ливров), им руководили назначаемые королем суперинтенданты, определявшие репертуар, состав труппы и т. д. "К. Ф." представлял собой актерское товарищество (societe). Доходы делились на 24 пая; осн. участники товарищества - "сосъетеры"- имели право на целый пай или его часть; в труппу т-ра входили также "пенсионеры"- актеры, получавшие жалованье. "К. Ф." начал работать в отеле Генего на ул. Мазарини, в 1687 перешел на ул. Фос-се-Сен-Жермен-де-Пре (ныне ул. Старой Комедии), где оставался до 1770. В 1771 труппа играла в Тюиль-ри, в зале, в к-ром в годы революции заседал Кон" вент. В 1782 "К. Ф." переехал в помещение, где позднее был основан т-р "Одеон". С 1802 до наст. времени т-р работает на ул. Ришелье в районе Пале-Рояля. Вскоре после создания "К. Ф." завоевал славу крупнейшего т-ра Франции. Положение "королевского" т-ра и устойчивая материальная база позволили приглашать в труппу лучших актеров. Монополия т-ра на исполнение лучших нац. драм. произв. привлекла сюда драматургов Ж. Ф. Реньяра, Ф. К. Данкура, А. Р. Лесажа, Ф. Детуша, П. К. Нивеля де Лашоссе, П. Мариво. С 1-й четв. 18 в. в "К. Ф." ставились произв. франц. просветителей, видевших в театр. искусстве могучее средство воспитания и просвещения народа; в 1718-78 основу трагедийного репертуара составляли драм. произв. Вольтера, на сцене "К. Ф." ставились пьесы Д. Дидро, П. Бомарше. Однако развитие т-ра тормозилось консервативными позициями его руководителей. Здесь удерживались традиции аристократич. классицизма с характерной для него условностью, преувеличенной аффектацией, декоративной пластикой поз, напевной, "завывающей" декламацией, получившими воплощение в творчестве актеров М. Шанме-ле, Бобура, М. Дюкло. В течение 18 в. происходило размежевание между придворно-дворянским и де-мократически-просветит. направлениями классипизма. Актеры М. Барон, А. Лекуврер, М. Дюмениль, И. Клерон, А.Л. Лекен, сохраняя классицистские нормы, стремились к глубокому раскрытию мысли, к пси-хологич. оправданности декламации, сценич. поведения. Во 2-й пол. 18 в. иск-во актеров "К. Ф." испытывало влияние просветит, реализма (актер Л. Превиль). В годы франц. революции (1789-94) "К. Ф." назывался "Т-ром Нации". Политич. борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы (в 1792). Актер Ф. Ж. Тальма, в творчестве к-рого проявились гражданственные тенденции классицизма, революционно-героич. направленность, и др. актеры (в т. ч. Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис) оставили "К. Ф." и организовали "Т-р Республики". Актеры, оставшиеся в "Т-ре Нации", были в 1793 арестованы якобинскими властями за постановку реакционных пьес и освобождены лишь после свержения Робеспьера в 1794. В 1799 обе части труппы вновь объединились, и т-р получил свсе прежнее название. "Московский декрет" Наполеона (1812) еще раз утвердил внутреннюю структуру "К. Ф." (подтвержденную впоследствии постановлениями 1850, 1859, 1901, 1910), а также укрепил положение "К. Ф." как привилегированного т-ра и его подчинение органам гос. власти. В нач. 19 в. "К. Ф." стал оплотом позднего классицизма и официальной идеологии (трагедии Л. Ж. Н. Ле-мерсье, Ф. Ж. М. Ренуара и др.). Ведущими актерами т-ра в этот период были: Тальма, К. Ж. Р. Дюшенуа, Жорж, П. Лафон, Марс и др. В канун революции 1830 на сцене "К. Ф." ставились прогрессивные ро-мантич. драмы В. Гюго. Однако актеров, представлявших демократич. направление, в т-р не допускали (Фреерик-Леметр) либо затрудняли условия их работы. С большой силой прозвучала героич. тема перед революцией 1848 в творчестве Э. Рашель. После 1848 в репертуаре "К. Ф." усилились бурж.-охранительные тенденции. С 20-х гг. 19 в. на сцену т-ра проникла драматургия Э. Скриба, с 40-50-х гг. репертуар заполнили пьесы Э. Ожье, А. Дюма-сына, В. Сарду и др. апологетов бурж. строя. Выдающаяся актриса Агар за сочувствие Парижской Коммуне была вынуждена после 1871 оставить т-р. В иск-ве трагедийных актеров конца 19 в.- Сары Вер нар, Ж. Муне-Сюлли - усилились черты академизма и стилизации. Обществ, предпосылки, с к-рыми было связано трагедийное иск-во классицизма, исчезли, а новым обществ, проблемам был закрыт доступ на сцену "К. Ф.". Реалистич. традиции развивались гл. обр. в комедии. Игра актеров Ж. И. Сансона, Ф. Ж. Ренъе, Л. А. Делоне, Ж. С. Арну-Плесси, М. Ж. Фавар и особенно Э. Ф. Ж.Го и Б. К. Коклена отличалась чеканностью отделки роли, строгой логичностью в развитии сценич. характера. Но масштабы сценич. реализма актеров "К. Ф." были ограничены из-за отрыва т-ра от передовых идей. В их творчестве преобладало внешнее мастерство, культивировалось "искусство представления". В конце 19 - нач. 20 вв. новый подъем идейной борьбы внес нек-рое обновление в жизнь академич. т-ра. Здесь стали ставиться произв. драматургов критич. реализма А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее - Э. Фабра и др., расширился классич. репертуар, в него включались произв. П. Меримо, О. Бальзака, А. Мюссе, Шекспира. Верность классич. традициям иск-ва препятствовала проникновению в т-р формалистич., декадентских течений. С нач. 20 в. "К. Ф." испытывал влияние реформаторских режиссерских идей. Значит, событием было приглашение в "К. Ф." в 30-е гг. 20 в. крупнейших франц. режиссеров Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллена, Г. Бати. В "К. Ф." сформировалось творчество крупнейших актеров и режиссеров совр. франц. т-ра Ж. Л. Барро, М. Бель, Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, П. Дюкса и др. В 1946-59 спектакли "К. Ф." шли на двух сценах (зал Люксембург, зал Ришелье). В репертуаре т-ра широко представлены произв. П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. "Дом Мольера", как называют во Франции "К. Ф.", старейший нац. театр. поддерживает франц. общественность. Среди ведущих актеров т-ра - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л. Сенъе, А. Дюко, Ж. Берто. В 1954 "К. Ф." с успехом гастролировал в СССР (Москва, Ленинград). Лит.: M о к у л ь с к и и С., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; Г в о з д е в А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-?., 1939; Бояджиев ?.?., [Комеди франсез, "Мещанин во дворянстве"]. Гастроли театра "Комеди Франсез"..., ?.-Л., 1954; его же, Театральный Париж сегодня, [М. ], 1960; Bonnassies J., La Comedie-Francaise. Histoire administrative. 1658-1757, P., 1874; Manne A. Е. de, Menetrier G., Galerie historique de la Comedie-Francaise pour servir de complement troupe de Talma, Lyon, 1876; Sarcey F., La Comedie-Francaise, в кн.: Comediens et comediennes, P., 1876; Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; JoannidesA.,La Comedie-Francaise de 1680 a 1900. Dictionnaire general des pieces et des auteurs. P., 1901; S ? ? b i e s A., La Comedie-Francaise depuis l'epoque romantique. 1825-1894, P., 1895; D acier ?., Le Musee de la Comedie-Francaise. 1680-1905, P., 1905; Fabre ?., La Comedie-Francaise, P., 1942; VaImy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise, P., 1945; Cardinne-Petit R., Les secrets de la Comedie-Francaise. 1936-1945, P., [1958]; Prestigieux theatres de France. La Comedie-Francaise, [s. d., 8. 1. J; В r e t t y В., La Comedie-Francaise a l'envers. P., (1957 ]. Е.Ф.