О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (Commedia dell'arte), комедия масок, - вид итальянского театра, спектакли к-рого создавались методом импровизационной игры. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а. стала высшим достижением итал. т-ра эпохи Возрождения и определила собой начало развития европ. проф. т-ра. В ней выразился оппозиционный дух и жизнерадостное свободомыслие демократии. масс, выступавших против начавшейся феодально-католич. реакции. К. д. а. унаследовала реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, обусловивших народность этого жанра, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической комедии эрудита ("ученой комедии"). Импровизированные спектакли К. д. а. имели в своей основе сценарии, в к-рых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Персонажами представлений были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Большинство актеров играло в масках, к-рые закреплялись за исполнителями на всю их сценич. жизнь. Унаследованная от карнавала маска, помимо своего игрового, театр. значения, имела и другой смысл: она подчеркивала не индивидуальную, а типовую, социальную характеристику образа. По мере развития К. д. а. определились 2 группы масок - северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Северную группу составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; южную - Ковьел-ло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя. Маски, созданные в Венецианской республике, не затронутой феодально-католич. реакцией, были проникнуты боевым обличит, духом, им была присуща большая логичность поступков и сдержанность импровизации по сравнению с южанами, переполнявшими спектакли буффонадами, произвольными шутками и трюками. Для К.'д. а. был характерен конфликт между старым укладом жизни и новыми, молодыми силами, к-рых представляли лирич. герои и особенно слуги. Репертуар К. д. а. был по преимуществу комедийный, но в отдельных случаях методом импровизации исполнялись трагедийные и пасторальные представления. С нач. 17 в. стали выпускаться отдельные сборники сценариев, их авторами чаще всего были гл. актеры труппы (капокомико). Наиболее известные .сборники составлены Ф. Скала (1611) и Б. Локателли (1622). Буффонная яркость представления не только не лишала его реалистич. содержания, но и придавала действию сатирич. направленность, дерзкую силу плебейских насмешек. Со сцены звучали нар. диалекты, площадные мелодии и песни, действие заполнялось ловкими лацци, веселыми плясками. Душой К. д. а. были слуги - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, добродушный, нескладный, ребячливый и обаятельный Арлекин, разбитная,энергичная, острая на язычок Серветта, не лишенный злости и лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Пан-талоне, фанфарон и трус. исп. дворянин Капитан, лжеученый, болтун и тупица Доктор. Поэтич. сторону К. д. а. определяли идеализированные образы "влюбленных", выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. Актеры К. д. а. виртуозно владели иск-вом коллективной импровизации, они впервые в европ. т-ре выработали сценич. ансамбль. Внешнее оформление спектакля было просто и портативно - сцена представляла собой улицу с двумя домами по обеим сторонам, окна и балконы домов служили дополнит, местом действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Каждый из персонажей носил свойственный данной "маске" театр. костюм. Все компоненты актерской игры (слово, танец, пение, трюк) были .подчинены действенным задачам, спектакли отличались яркой зрелищностью, повышенной динамичностью, оп-тимистич. тональностью. Актеры К. д. а. явились первыми теоретиками сценич. иск-ва (трактаты П. М. Чеккини, изд. 1625, Н. Барбьери, изд. 1634, А. Перуччи, изд. 1699). Проф. характер иск-ва итал. актеров проявился в организации ими первых в Европе постоянных театр. трупп, наиболее прославленными из к-рых были "Джелози" (1568), "Конфиденти (1574), иФеделш (1601). Крупнейшими актерами К. д. а. были: в 16 в.- А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли И. и Ф. Андреини;3 17 в.-Т. Фьорилли, А. Костан-тини, Д. Бъянколелли, в 18 в.- К. Бертинацци Ч. ДАрбес, А. Сапки. Бродячие труппы актеров подвергались постоянным гонениям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца 16 в. актеры К. д. а. выступали во Франции, Испании,. Англии. Их творчество воздействовало на формирование нац. комедийной драматургии и сценич. иск-во в этих странах. Особенно заметно влияние К. д. а. на драматургию Мольера. В результате гастролей итал. актеров в Париже возник т-р "Комеди Итальенн". Опыт К. д. а. был использован в театр. иск-ве ряда зап.-европ. стран. Но с ростом драматургии эпохи Возрождения приемы игры актеров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценич. иск-ва. Отрицание лит. текста и сохранение стандартизованной "маски" противоречило требованиям новой драматургии с ее психологически углубленными и индивидуализированными образами. Происходила деградация и самого иск-ва масок и импровизации. К. д. а., оторванная от итал. действительности, связанная гл. обр. с придворной средой, быстро аристократизиро-валась. С сер. 17 в. начинается упадок К. д. а. в самой Италии. Под влиянием феодально-католич. реакции из спектаклей К. д. а. исчезало живое содержание, притуплялась социальная сатира, приемы становились шаблонными, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Наряду с импровизацией актеры часто произносили и предварительно заученный текст, для чего употреблялись т. н. дзибалъдоне - сборники монологов и диалогов. В Италии традиции К. д. а. никогда не умирали. К. Голъдони, создавая новую реа-листич. комедию характеров, вел борьбу с поинци-пом импровизации и заменял схематич. "маски" реалистич. обрисовкой героев. Но при этом он сохранял лучшие черты нар. т-ра - его динамику, яркость красок, жизнерадостность, нац. колорит. Роман-тич. и буффонную стихию К. д. а. использовал в своих фьябах К. Гоцци. Демократич. и реалистич. традиции К. д. а. плодотворно повлияли на формирование "т-ров бульваров" во Франции 18 в., на развитие нар. т-ра в Австрии, а в 19 в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В 19 в. традиции К. д. а. развивала итал. диалектальная комедия и ее ярко одаренные актеры. Понимание традиций К. д. а. изменилось под воздействием нем. романтиков (нач. 19 в.), к-рые в борьбе с приниженным прозаизмом мещанского иск-ва увидели в масках старинного итал. т-ра мир "чистой театральности" и облагороженного романтизма. Эстетизация К. д. а. характерна и для декадентских течений нач. 20 в. в Зап. Европе и России (практика франц. режиссеров-модернистов, раннее творчество В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, А.А. Мгебро-ва и др.). Жизнерадостная стихия К. д. а. в обновленном виде зазвучала в пост. Евг. Вахтангова "Принцесса Турандот" Гоцци (1922). Оптимистич. нар. основа К. д. а. проявилась в спектакле "Слуга двух господ" Гольдони, пост. миланским "Пикколо театро" (1947), в традициях импровизационного т-ра масок. Отдель-ныс черты поэтики К. д. а. восприняли совр. прогрессивные драматурги и актеры Италии, в т. ч. Э. Де Филиппе. Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1954, 2 изд., 1962; Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр итальянских комедиантов в XVI, XVII и XVIII столетий, П., 1914 [1917]; Бояд-жиев Г. Н.,Дживелегов А. К., Итальянский театр. в кн.: История западноевропейского театра под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1,М., 1956; Сценарии "Комедии дель ар-те" в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1953; Cecchini P.M., Frutti delle moderne comedie..., Padova, 1625; Barbieri N., La supplica diretta a quelli che scrivendo e parlando trattano de' comici ecc., Venezia, 1634; P e г и с с i A., Dell' arte rappresentativa..., Napoli, 1699; Riccoboni L., Histoire du theatre italien depuis la decadence de la comedie latine, P., 1730, S a n d M., Masques et bouffons, v. 1-2, P., 1860; La comedie italienne. P., 1925; Smith W., The commedia dell'arte, N. У., 1912; А р о 1 1 о n i o M., Storia della commedia dell'arte, Roma - Mil., 1930; S a n e s i i., La commedia, v. 1-2, Mil., 1911-35; Storia del teatro italiano, a cura di S. D'Amico, Mil., 1936. Г р. Б.