О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОНИ

КОНИ, Федор Алексеевич [9(21).III.1809-25.1 (6.11). 1879]-русский драматург-водевилист, театральный критик, редактор. Род. в купеческой семье. Учился на словесном и медицинском ф-те Моск. ун-та. Был женат на актрисе И. С. Кони; их сын-А. Ф. Кони. Лит. деятельность начал в 1829 переводом драмы В. Дюканжа "Смерть Каласа" (в том же году шла в Малом т-ре, в гл. ролях - Мочалов и Репина). Известность приобрел своими водевилями "Девушка-гусар" (1835), "Студент, артист, хорист и аферист" (1838), "Петербургские квартиры"(1840), "Беда от сердца и горе от ума" (1851) и др., к-рые были пост. сначала на сцене Александрийского, затем Малого и др. т-ров. В них выступали М. С. Щепкин, В. И. Живокини, В. Н. Асенкова, Н. В. Репина, Н. О. Дюр, А. Е. Мартынов. В водевилях К. осмеивались самодурство, чинопочитание, взяточничество, галломания, продажная официозная печать. О них неоднократно писал В. Г. Белинский, особенно выделявший "Петербургские квартиры", считавший, что содержание этого водевиля взято "прямо из русской жизни". Хотя сатира К. носила умеренный характер, однако в некоторых своих водевилях он поднимался до социальных обличений. Так, напр., под продажным писакой Задариным в "Петербургских квартирах" подразумевается Ф. Булгарин, губернатор в водевиле "Принц с хохлом, бельмом и горбом" (1836) напоминает аракчеевских правителей. Водевили К. привлекали своей сценичностью, остроумным диалогом, яркими куплетами. К. был редактором театр. журн. "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), затем редактором-издателем журнала, выходившего под различными названиями: "Репертуар и Пантеон театров" (1847), "Пантеон и Репертуар русской сцены" (1848,1850-51), "Пантеон" (1852-56), где печатались мемуары Тальма, Гольдони, статьи о Гофмане, Гоцци, лучшие водевили Некрасова, П. Каратыгина и др.; в этом журнале К. систематически вел Театральную летопись Петербурга, являющуюся ценным критич. материалом. К. выступал с исследованиями по вопросам театр. иск-ва. боч.: Русский театр. его судьбы и его историки, "Русская сцена", 1864, ;ј 2, 3, 6, 8; Театр, т. 1-4, СПБ-М., 1870-71; Водевили. Вступ. ст. М. Паушкина, М., 1937. Лит..- Измайлов А. (Смоленский), Федор Кони и старый водевиль, "ЕИТ", СПБ, 1909, вып. 3, с. 1-37; Б р у д н ы и Д. Л., Демократические тенденции в русском водевиле (из истории русской драматургии за 30-40 гг. XIX в.), "Ученые записки" [Киргизского женского пед. ин-та им. В. В. Маяковского], Фрунзе, 1957, вып. II; Успенский В., Русский классический водевиль, в кн.: Русский водевиль, Л.-М., 1959, с. 3-50. Д. Бр.