О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОПО

КОПО (Copeau), Жак (4.II.1879-20.X.1949) - французский режиссер, актер, театральный деятель. Учился на отделении языка и лит-ры в Сорбонне. В 1904-06 был лит. и театр. критиком в журналах "Ла ревю д'ар драматик", "Эрмитаж", в 1907-10 - "Гранд ревю". В 1909 участвовал в создании журнала "Ла нувель ревю франсез". В 1913 К. основал т-р "Вье коломбье" (т-р "Старая голубятня", Париж). Борясь против пошлости коммерч. т-ра и веря в воспитатель-но-этич. значение т-ра, К. стремился создавать поэтич., философские спектакли, глубоко раскрывающие жизнь человеческого духа. К. не принимал на-туралистич. направления, возглавлявшегося А. Антуаном. Спектакли в его т-ре ставились на сцене, почти лишенной декораций, в них использовались занавеси, ширмы, условно намечавшие место действия. Студийная атмосфера т-ра "Вье колом-бье", присущая актерам творч. ответственность, серьезный репертуар (Шекспир, Мольер, А. Мюссе, Ф. Достоевский, А. Бек и др.) определяли успех т-ра. Широкое признание принес К. спектакль "Двенадцатая ночь" (1914). 1-я мировая война прервала работу т-ра. В 1915 К. открыл театр. школу, в к-рой разрабатывал новую систему подготовки всесторонне развитого актера, помимо уроков актерского мастерства ввел занятия танцем, мимикой, импровизацией, поэзией и т. д. В 1917-19 К. работал .в США; читал лекции, обличая коммерч. т-ры; ставил в "Гаррик т-ре" (Нью-Йорк) пьесы франц/ драматургов. Вернувшись в Париж, в 1920 вновь открыл т-р "Вье коломбье" (спектаклем "Зимняя сказка" Шекспира). В эти годы он сблизился с лит. группой "Аббатство". Ставил пьесы Шекспира, Гольдони, Гоцци, Гоголя, Чехова, а также совр. драматургов: "Пароход Тинэсити" (1920), "Мишель О клер" (1922) Вильдрака, "Общество атлетов" Дюа-меля (1920), "Кромдейр старый" Ромена (1920) и др. Одновременно возобновил педагогич. деятельность в театр. школе. Огромное впечатление на К. произвели гастроли МХАТа в Париже (1922, 1923). Его давний интерес к деятельности К. С. Станиславского стал еще более глубоким. Определяя задачи, стоявшие перед т-ром "Вье коломбье", К. говорил, что необходимо "вернуть ... театру достоинство великого искусства", "освободить актера от его ужимок..., повернуть его к миру, к жизни, к культуре, к великой человеческой простоте..., как это сделал в свое время Мольер и как это сделал в России великий Станиславский" (речь в Женеве, 1923). В высказываниях К. об иск-ве актера и в его педагогич. системе многое близко учению Станиславского. К. добивался от актера подлинности чувства, разработки техники, помогающей руководить этим чувством. К. выступал как чтец, он блестяще владел сценич. речью, умел с одинаковым мастерством передать величие греч. эпоса, психологич. тонкость Расина, лиризм Мюссе, острую стихию фарса. Ему были близки роли, исполненные иронии, цинизма, напряженной философской мысли, острой характерности. Среди лучших ролей в т-ре "Вье коломбье": Иван Карамазов ("Братья Карамазовы"), вице-король Перу ("Карета святых даров" Мериме), Альцест ("Мизантроп" Мольера), в др. т-рах - Наполеон ("Наполеон единственный" П. Рейналя, т-р "Порт-Сен-Мартен", 1936), Жак ("Как вам это понравится" Шекспира, т-р "Ателье", 1937). В 1924, несмотря на общеевроп. признание, К. оставил т-р и с группой учеников и последователей (Л. Шансерель, С. Бинг, М. Сен-Дени, М. Э. Даете) уехал в свое небольшое поместье (Пернан-Вержелес в Бургундии). Причиной отъезда послужили материальные затруднения, уход из "Вье коломбье" ведущих актеров (Л. Жуве, Ш. Дюллен) и гл. обр. творч. неудовлетворенность самого К. В этот период он пытался создать во Франции народный т-р; организовал передвижную труппу "Ле Копьо", к-рая играла пьесы Мольера и старинные фарсы, выступала перед крестьянами, гастролировала в Англии, Голландии, Бельгии, Швейцарии и т. д. В 1930 эта труппа была переименована в "Компани де кенз" ("Труппа пятнадцати") и во главе ее стал племянник и ученик К. - М. Сен-Дени, взявший на себя руководство и т-ром "Вье коломбье". В 1930-е гг. К. возвратился к теоретич. и критич. деятельности, а также ставил спектакли и играл в разл. т-рах Флоренции и Парижа. В 1936 К. (вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Г. Бати) был приглашен режиссером в т-р "Комеди Франсез"; в 1940" в течение неск. месяцев (до капитуляции Парижа) был художеств. руководителем этого т-ра. Последние годы жизни провел в своем поместье в Бургундии. Написал пьесы "Утренний туман" (1897), "Уединенный дом" ("Ermitage", 1901), "Родной дом" (1923-24) п др., статьи о лит-ре и т-ре. Деятельность и взгляды К., одного из основоположников совр. франц. режиссуры, оказали влияние на творчество Л. Жуве, Ш. Дюл-лена, Ж. Вилара, Ж. Л. Барро, А. Барсака и мн. др. Соч.: Souvenirs du Vieux-Colombier..., P., 1931; Notes sur le metier de comedien. P., 1955. Лит.: Гвоздев А. А., Западно-европейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избранные статьи, т. 2, М., 1958; Mahn В.,Romain J., Souvenirs du Vieux-Colombier, P., 1926; Aykroyd Ph., The dramatic art of La compagnie des quinze, L., 1935; Brasillach R., Animateurs de theatre, P., [1936J; A u b-r i a n t M., Jacques Copeau de Moliere a Moliere..., "Paris-Theatre", 1957, ј 127, с. 12-18. Е. Ф.