О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КОЦЕБУ

КОЦЕБУ (Kotzebue), Август Фридрих Фердинанд (3.V.1761 - 23.III.1819) - немецкий писатель и драматург. Получил юридич. образование в Веймаре и Иене. В 1781 переехал в Россию, где стал гос. чиновником, получил дворянство. В 1803 вернулся в Веймар. В 1813, будучи рус. генеральным консулом в Кенигсберге, и впоследствии, находясь на службе рус. министерства иностр. дел в Германии (с 1817), К. был шпионом рус. правительства и агентом Священного союза. Реакционер, монархист и шовинист, враг свободной мысли, К. заслужил ненависть передовых людей Германии и был убит студентом К. Зандом. К. писал романы, стихи, историч. сочинения, но известность получил как драматург. К.- автор комедий, трагедий, мелодрам, исторических драм, опер, фарсов, водевилей и др. Наибольшую популярность получила его сен-тимент. драма "Ненависть к людям и раскаяние" (1789, Королевский нац. т-р, Берлин). Среди пьес К. "Сын любви" (1790, Берлинский т-р), "Бедность и великодушие" (1794, "Бургтеатр", Вена), "Два Клинг-сберга" (1799, "Бургтеатр", Вена), "Немецкое захолустье" (1802, там же), "Старый лейбкучер Петра III" (1800, т-р в Мангейме), "Дева солнца" (1790, Берлинский т-р), "Гуситы в Наумбурге в 1432" (1802, там же). К.- один из создателей жанра семейно-бы-товой мещанской комедии и мелодрамы в Германии. В своих сентиментальных, но занимательных пьесах К. утверждал реакц. идеологию (апологию феодальной действительности, осуждал франц. революцию), проповедовал мещанскую мораль. К. Маркс и Ф. Энгельс, а также рус. революц. демократы подвергали драматургию К. уничтожающей критике. "...Плаксивые опи сания горестей немецких мещан, написанные в тонах "Человеконенавистничества и раскаяния..."",- так отзывался Энгельсе творчестве К. (см. "Истинные социалисты", в сб. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, 1957, с 135). Ничтожность идейного содержания, чувствительность вместо больших чувств, фривольность, переходящая в пошлость, и вместе с тем сценичность, напряженность интриги, изобилие мелодраматич" эффектов, динамика действия, живость диалога обеспечили успех драматургии К. Пьесы К. широко ставились в России, особенно пьеса "Ненависть к людям и раскаяние", к-рая шла в Петербурге в Деревянном т-ре в 1790, в петерб. Каменном т-ре в 1797, в Воронежском т-ре в 1840 и во мн. др. В России шли также "Бедность и великодушие" (в рус. пер. "Бедность и благородство души" в 1800, петерб. Каменный т-р), "Сын любви" (1796, петерб. Деревянный т-р; 1828, моек. Малый т-р с участием П. С. Мочалова), "Испанцы в Перу" (1827, Большой т-р) и мн. др. Лучшие рус. актеры играли в пьесах К.- В. А. Каратыгин, С. Ф. и П. С. Мочаловы, М. С. Щепкин, А. С. Яковлев и др. Роль барона Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние") была одной из значительнейших ролей П. С. Мочалова, придававшего образу романтич. звучание и трагизм. Политич. подъем 30-40-х гг. положил конец популярности пьес К. в Германии, в России эти пьесы ставились до 80-х гг. 19 в. С о ч.: Театр, пер. с нем., ч. 1-16, M., 1802-06, ч. 1-4, M., 1807-08; ч. 1-8, СПБ,1823-27; 2 изд., ч. 1-12, M., 1824; Samtliche dramatische Werke, Bd 1-44, Lpz., 1827-29; Theater, Bd 1-40, Lpz.-W., 1840-41; Auswahl dramatischer Werke, Bd 1-10, Lpz., 1867-68. Лит.: R a b a n y Ch., Kotzebue, sa vie et son temps, ses oeuvres dramatiques, P., 1893; M i n o r J., Uber Kotzebue, "Gottingische gelehrte Anzeigen", 1894, Bd l, ј 1-26, с. 34-62 (Рецензия на книгу R a b a n у Ch., Kotzebue...); Kohler Chr., Effekt-Dramaturgie in den Theaterstucken A. v. Kotzebues, [JB., 1955]. Дисс. H am. B.