О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КРАКОВ

КРАКОВ (Krakow)- города Польше (479 тыс. жит. на 1960), один из крупнейших театр. центров страны. В ср. века в костелах К. разыгрывались литургич. диалоги. К 16 в. относятся сведения о представлениях, к-рые давались студентами - "жаками", дворянской молодежью, монахами. В 17 в. в К. возникли комедии рыбалтов (скоморохов). К 1725-50 относятся спектакли частного т-ра во дворце кн. Любомирских. После 1772 устраивались спектакли во дворце епископа К. Солтыка, в организации к-рых принимал участие В. Богуславский, бывший тогда пажем епископа. В 1782 в Списском дворце играла труппа М. Эсмонда и В. Хенковского; в 1784-85 труппы Ю. Сроковского и М. Вит-ковского. Создание постоянного т-ра в К. связано с именем Я. Клюшевского, к-рый в 1786, организовав спектакли в Списском дворце, получил "театральную привилегию" (1798), оборудовал спец. театр. помещение на Щепаньской пл., в к-ром в 1799-1830 давались спектакли. В 1796 К. был занят австр. войсками, и многие спектакли шли на нем. яз. Освобождение К. в 1809, его включение в состав Варшавского княжества и превращение в 1815 в вольный город способствовали укреплению и развитию нац. польского т-ра. В 1809 в К. выступал Т-р В. Богуславского. В 1830-42 представления давались в зале на ул. Св. Яна, а с 1843 - в заново переоборудованном здании на Щепаньской пл. Руководителями т-ра были Ю. Пфейфер (1831-38, 1839-40, 1845-49, 1854-63), Т. Хелховский(1840-43, 1849-53), X. Мецишевский (1843- 1845). На краковской сцене выступали крупнейшие актеры- Б. Кудлич, Я. Круликовский, Ю. Рыхтер, Ю. Ледуховская, Л. Панчиковский, И. Хоминьский. В 1846 К. вновь попадает под иго Австрии, но иноземное господство не смогло приостановить развития польского нац. т-ра. В годы, когда т-ром руководил С. Козьмяи (1866-85), сформировалась т. н. краковская школа. Ее принципы, имевшие важнейшее значение в утверждении сценич. реализма в польском т-ре, отчетливо проявились в творчестве X. Моджеевской, А. Гофман, В. Ра пацкого, Б. Лещинского, Р. Желязовского, Ф. Бенды и др. актеров, чья деятельность была также связана с К. В 1893 в К. было построено новое театр. здание (на пл. Св. Духа), в к-ром начинал свою деятельность Краковский театр имени Ю. Словацкого. В нач. 900-х гг., когда т-ром руководил Ю. Котарбинъский, на его сцене были осуществлены пост. пьес С. Выспянско'го, в подготовке к-рых принимал участие их автор. В К. протекала творч. деятельность Л. Сольского (руководил Краковским т-ром им. Ю. Словацкого в 1905- 1913). В 1905-12 популярностью в К. пользовался т-р "Зеленый шарик" - лит. кабаре, созданное группой деятелей т-ра, художников и писателей (Т. Желенский, Я. А. Киселевский, Т. Тштинский, К. Фрыч и др.). В годы немецко-фашистской оккупации деятельность т-ров К. была прервана и возобновилась сразу после освобождения. Первым в нач. 1945 открылся Краковский т-р им.Ю. Словацкого. В том же году начал свои выступления т-р "Рапсодычны" под рук. М. Котлярчика (т-р чтеца, к-рый ставит с элементами театрализации произведения польских и зарубежных поэтов). В К., кроме названных т-ров, работают (1963): Старый театр им. Моджеевской и его филиал - т-р "Ка-меральны", ТЮЗ, кукольный т-р Гротеска (рук. 3. Ярема), экспериментальный молодежный "Т-р 38", "Т-р Колеяжа", передвижной т-р "Повшехны", а также "Т-р на Возе". В г. Нова-Хута (входит в черту К.) начал свою деятельность т-р "Людовы" (руководители до 1963 - К. Скушанка, с 1963 - Ю. Шайна), основой репертуара к-рого является совр. драматургия. В К. работают также т-ры Оперы и Оперетты. Большие возможности гор. архитектурных ансамблей (Вавель, Бар-бакан, двор Ягеллонской библиотеки и пр.) используются для пост. спектаклей под открытым небом. В К. существует Высшая гос. театральная школа. Работают самодеятельные коллективы. Традиции т-ра "Зеленого шарика" продолжают лит.-эстрадные молодежные кабаре: "Пивница под баранами", "Центусь". Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, .ј 2; Ф p о л о в В., Свет и тени польского театра, там же, 1961, ј 9; M e c i s z e w s k i H., Uwagi o teatrze krakowskim, Krakow, 1843; E s t r e i c-her K., Teatra w Polsce, t. 1-3, Krakow, 1872-79, 2 wyd., [Warsz" 1953]; Warsz., 1956; B akowski K., Teatr krakowski. 1780-1815, Krakow, 1907; Bar A., Dzieje teatrow krakowskich (Krakow w XIX w.), t. II, Krakow, 1932 и отд. оттиск в серии (Biblioteka krakowska, ј 76); В о у - Z e l e n s k i T., Znasz li ten kraj?, Warsz., 1945 и в его кн.: Pisma, t. 2, [Warsz., 1956]; В г а у е г А., Teatr "wolnego miasta" Krakowa (1815-1846), [Krakow], 1952. Б. Рос.