О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КРОПИВНИЦКИЙ

КРОПИВНИЦКИЙ, Марк Лукич [25.IV(7.V).1840, с. Бежбайраки Елисаветградского уезда, - 8(21). IV.1910] - украинский драматург, театральный деятель, режиссер, актер, композитор, художник. Один из основоположников укр. проф. т-ра. Род. в семье управляющего помещичьим имением. В 1856 окончил Бобринецкое уездное уч-ще. Работал канцеляристом в Бобринецком уездном суде, был вольнослушателем юридич. ф-та Киевского ун-та. Вместе с И. Карпенко-Карым организовал Бобринецкий любительский драматич. кружок и руководил им. Здесь К. исполнил первые роли: Петр ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Лопуцковский ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), Бород-кин, Митя ("Не в свои сани не садись", "Бедность не порок" Островского). 12 ноября 1871 дебютировал в роли Стецька ("Сватание на Гончаровке" Квитки-Основья-ненко) в Одесском Нар. т-ре Морковых и Чернышева. До 1881 играл в рус. провинциальных труппах Выходцева, Яковлева, Колюпанова, Ашкаренко. Роли: Хлопов ("Ревизор"), Яичница ("Женитьба"), Горич "Горе от ума"), Юсов, Тихон, Крутицкий ("Доходное место", "Гроза", "На всякого мудреца довольно простоты"), Отел-ло и др. В 1875 работал как режиссер и актер в Галиции в укр. труппе Т. Романович. В октябре 1882 организовал в Елисаветграде первую укр. проф. труппу, в к-рую вошли выдающиеся актеры: М. Заньковецкая, Н. Садовский, с 1883 - П. Саксаганский, М. Садовская-Барилотти, И. Карпенко-Карый и др. Репертуар труппы составляли пьесы И. Котляревского, Г. Квит-ки-Основьяненко, Т. Шевченко, М. Кропивницкого, М.Старицкого, И. Карпенко-Карого. Труппа выступала на Украине и во многих рус. городах (Москва -1887, 1898, Петербург - 1886, 1897, в Белоруссии - 1892, Закавказье - 1890), пропагандируя укр. т-р. Творч. деятельность труппы определила новый этап развития реализма в укр. театр. иск-ве. К. написал свыше 40 пьес. Лучшие из них вошли в сокровищницу укр. классич. драматургии. Среди них драмы: "Дай сердцу волю, заведет в неволю" (1863), "Пока солнце взойдет - рос-а очи выест" (1882), "Мироед, или Паук" (1882), "Две семьи" (1888), "Олеся" (1891); комедии: "Помирились" (1869), "Пошились у дурни" (1875); водевили: "По ревизии" (1882); сказки для детей "Ивасик-Телесик", "По щучьему велению" (1S07); инсценировки поэмы "Невольник" Шевченко (1872), повести Гоголя "Вий" (1894). Пьесы К. отражают период возникновения и развития капитализма, его социальные противоречия, правдиво и ярко рисуют жизнь укр. народа, крестьянства в пореформенную эпоху 80-90-х гг. К. сатирически разоблачал представителей нарождавшейся сел. буржуазии - кулачества, местной администрации (старшины, писари), выражал протест народа против угнетателей, раскрывал тяжелую долю женщины-крестьянки. Театрально-эстетич. взгляды К. формировались под влиянием передового рус. т-ра, творчества Гоголя, Островского. К.-режиссер близок по своим принципам традициям рус. реалистич. т-ра, он боролся за развитие режиссуры как самостоят, иск-ва, за жизненную и художеств. правду на сцене, требовал единства и целостности творч. ансамбля, историч. точности в оформлении и постановке. "У Кропивницкого с идеей пьесы неразрывно сливалось все: исполнитель центральной роли, хорист, статист, оформление детали, все- гармония",- писал Н. Н. Синельников. К. уделял большое внимание подготовительному периоду работы над пьесой, требовал от актеров психологич. раскрытия образа, простоты, выразительности исполнения. Все постановки, шедшие в труппе, осуществлялись К. Как актер К. продолжал реалистич. традиции Щепкина и Соленика. Он играл просто, правдиво, естественно (современники сравнивали его талант с рус. актером П. Садовским). Обладая широким диапазоном, мастерством перевоплощения, большим сценич. темпераментом, К. создал галерею комедийных и дра-матич. образов: Выборный ("Наталка-Полтавка"), Хома Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко), Иван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Шельменко ("Шель-менко-денщик" Квитки-Основьяпенко), Мартын Бору-ля, Иван (о. п., "Бесталанная" Карпенко-Карого), Шпонька ("Как колбаса да чарка" Старицкого), Москаль, Чупрун ("Солдат-чародей" Котляревского), Тарас Бульба (о. п. по Гоголю). В своих пьесах К. играл роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю..."). Бычок ("Мироед, или Паук"), Балтыз ("Олеся"), Самрось ("Две семьи"), Старшина ("По ревизии"), Коваль ("Невольник"). К. сам оформлял спектакли своей труппы и писал к ним музыку. Будучи выдающимся театр. педагогом, К. воспитал в своей труппе крупных укр. актеров: Заньковецкую, Садовского, Садовскую-Барилотти, Зарницкую и др. Поборник демократич. иск-ва, рассматривавший т-р как трибуну, школу для воспитания широких нар. масс, К. отстаивал в условиях царского гнета, цензурных ограничений право укр. народа на нац. демократич. культуру. Соч.: П'си, Кив, 1950; Твори в 6 томах, т. 1-6, Кив. 1958-60; в рус. пер.- Пьесы, Л,- М., 1960. Лит.: ЙосипенкоМ., М.Л. Кропивницький, Кив, 1958 (Библиографич. указатель, с. 298-320); КиричокП., Марко Кропивницький, С?мферополь, 1961. С. Б.