О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ка Кб Кв Кг Кд Ке Кж Кз Ки Кй Кк Кл Км Кн Ко Кп Кр Кс Кт Ку Кф Кх Кц Кч Кш Кщ Къ Кы Кь Кэ Кю Кя
 

КЫЗЫКЧИ

КЫЗЫКЧИ (или масхарабозы) - актеры узбекского народного театра. Упоминания о К. встречаются в лит. памятниках ср. веков, особенное развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20 вв. Представления К. носили преим. комедийно-сатирич. характер, они высмеивали представителей правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р К. имел широкое распространение во всех областях Туркестана. В дореволюц. время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние реакп. кругов. Однако и нар. К. часто приглашались ко дворам ханов. Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также нар. и придворные женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось путем длительного обучения (до 10-12 лет) у опытного исполнителя (уста). В 19-нач. 20 вв. К. объединялись в особые корпорации, имевшие выборного руководителя (корпормон), свой устав (рисоля) и даже тайный язык. К. должен был изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев общества. Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась умелым и точным отбором характерных черт, созданием типичных образов ишанов, чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных драматургич. произв., К. строили свои представления на импровизации, на основе заранее обусловленного сюжетного каркаса-сценария, сохранявшегося в устной передаче. Иск-ву К. были присущи синтетичность (сочетание диалога, песен, цирковых номеров), буффонада, яркость, комедийность, условность (человек изображал дерево, забор и т. д.). К. широко пользовались преувеличениями, карикатурой (буффонные гримы, костюмы, предметы бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы гражд. войны сатирич. острое мастерство К. широко использовал поэт и драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов. время К. сохраняли в своем репертуаре спектакли прошлых лет, обличающие б. угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие новую жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц и т. д. Т-р К. выдвинул много выдающихся актеров-комиков, в числе к-рых - нар. арт. Узб. ССР Ю. Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние на развитие узб. сов. т-ра (приемы воплощения сатирич. образов, мастерство языковых характеристик и т. д.). Лит.: Троицкая А. Л." Из истории народного театра и цирка в Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м а н о в М-, Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р