О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛИСТ

ЛИСТ (Liszt), Ференц [22.X.1811, д. Доборьян, близ Шопрона (Венгрия), - 31.VII.1886, Байрейт (Германия) ] - венгерский композитор, пианист, дирижер, муз. писатель и муз. деятель. Отец Л., смотритель овчарни кн. Эстергази, был разносторонним музыкантом-любителем. С 6-летнего возраста Л. учился музыке у своего отца, девяти лет начал публичные выступления. В 1821- 1822 в Вене брал уроки у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). С 1823 длит. время жил в Париже, где продолжал заниматься композицией у Ф. Паэра и А. Рейха. Концертировал во мн. странах (в России-1842, 1843, 1847). Оставив в 1847 пианистич. деятельность, работал придворным капельмейстером в Веймаре (1848- 1861). Почти ежегодно по неск. месяцев проводил в Венгрии (с 1875 Л. - президент Муз. академии, осн. - им в Будапеште). Л.-глава т. н. "новонемецкой школы" романтизма. Тесная связь с образами литературы, конкретно-сюжетная программность, тяготение к фи-лос. обобщениям - характерные черты его творчества. Л. расширил выразит, средства муз. иск-ва (в области мелодии, гармонии, инструментовки, ис-полнительства), ввел принцип монотематизма и т. д. Л. принадлежат оперы "Дон Санчо, или Замок любви" (1825, т-р "Гранд-Опера"), "Сарданапал" (не оконч.), увертюры к спектаклям Веймарского т-ра "Освобожденный Прометей" Гердера (1850) и "Тассо" Гете (1849, 2-я ред. 1854), оратория "Легенда о св. Елизавете" (исполнялась на сцене в Будапеште, 1866), In. фантазии на темы опер Моцарта, Вебера, Верди, еллини, Доницетти, Мейербера и др. соч. Во время работы в Веймарском придворном т-ре Л. стремился к реформе оперного иск-ва, боролся с консерватизмом, рутиной, пропагандировал творчество Вагнера. Пост. оперу "Лоэнгрин" (1850), провел в 1853 вагне-ровскую неделю, во время к-рой были исполнены "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Л. дирижировал также операми Берлиоза ("Бенвенуто Челлини", 1852, "Лелио", 1855). Впервые осуществил пост. произв. нем. композиторов - опер "Альфон-со и Эстрелла" Шуберта (1854), "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (1858) и др.; драмы "Манфред" Байрона с муз. Шумана (1852). Из рус. опер в Веймарском т-ре Л. пост. "Сибирские охотники" Рубинштейна (1854). Л. дирижировал также произв. X. Глюка (частично в своих редакциях), В. Моцарта, Л. Бетховена, К. Вебера, Л. Шпора, Р. Шумана, Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Мейербера и др. композиторов. Работа Л. для т-ра не ограничивалась только его дирижерской деятельностью. Ему принадлежат статьи об "Орфее и Эвридике" Глюка, "Эврианте" Вебера, "Фиделио" Бетховена, операх Вагнера и др., в к-рых Л. отстаивал принципы высокоидейного иск-ва. Л. вдохновил Вагнера на создание опер "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга". Соч.: Gesammelte Schriften. Hrsg. v. L. Ramann, Bd 1-6, Lpz., 1880-83. Лит.: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, Избр. соч., т. 3, М., 1952 и отд. изд. 1954;М ильштейн Я., Лист, [т.] 1-2, M 1956; R a a b е Р., Franz Liszt, Bd l -2, Stuttg,В., 1931; Ramann L., Liszt.., Bd 1-3, Lpz., 1880-94.