О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ла Лб Лв Лг Лд Ле Лж Лз Ли Лй Лк Лл Лм Лн Ло Лп Лр Лс Лт Лу Лф Лх Лц Лч Лш Лщ Лъ Лы Ль Лэ Лю Ля
 

ЛЫСЕНКО

ЛЫСЕНКО, Николай Витальевич [10 (22).III.1842, с. Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губ.,- 24.Х (6.XI).1912, Киев] - украинский композитор, хоровой дирижер, пианист, фольклорист, музыкально-общественный деятель и педагог. Основоположник укр. нац. муз. школы. Музыке обучался первонач. у своей матери и у харьковского педагога Н.Д.Дмитриева, в 1867 поступил в Лейп-цигскую консерваторию, которую окончил в 1869 по классам фп. и композиции. До 1859 учился в Харькове, в 1860-64- в Киевском ун-те, где сблизился с кружком передовой студенч. молодежи, участвовал в тайных студенч. сходках. В 1874-76 совершенствовался как композитор у Римского-Корсакова в Петербурге, где познакомился с Мусоргским, Бородиным, Кюи, Стасовым. Творч. общение с рус. муз. деятелями сыграло большую роль в становлении идейно-художеств. взглядов Л. Восприняв реалистич. принципы "Могучей кучки", Л. претворил их в своем творчестве на основе укр. нар. муз. иск-ва. С 1876 Л. поселился в Киеве, где началась его композиторская деятельность. Л. создал вок. цикл "Музыка к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко", охватывающий разнообразные вок. жанры - от песен и романсов до кантат и развернутых муз.-драм. сцен ("Гайдамаки", "Иван Подкова", "Иван Гус" и др.). Оперное творчество Л. сочетает традиции укр. нар. драмы с достижениями рус. оперной классики, оно заложило основы укр. нац. оперного т-ра. В нежной и мечтательно-поэтич. музыке лирико-фантастич. оперы "Утопленница" на сюжет "Майской ночи" Гоголя (1885, труппа М. П. Старицкого, Харьков) ярко раскрылся лирич. талант композитора. Лирико-комич. опера "Наталка-Полтавка" по И. П. Котля-ревскому (1889) - популярнейшее произв. Л.- построена на крестьянских и гор. укр. песнях. Вершина оперного творчества Л.монумент, героико-романтич. опера "Тарас Бульба" по одноим. повести Гоголя (1890, пост. 1925, Харьковский т-р оперы и балета), воссоздавшая образ народа-борца. Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера "Энеида" по И. П. Котляревскому (1911, труппа Н. К. Садовского, Киев). Л. написал также оперы "Черноморцы" (1872), "Рождественская ночь" по повести Гоголя (1874, Киев; 2-я ред. 1883, Харьков), детские оперы "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891), "Зима п Весна, или Снежная красавица" (1892), музыку к пьесе М. П. Старицкого "Последняя ночь", к "Гамлету" и др., также ряд камерно-инструмент., вок. соч. Л. создал классич. образцы обработок нар. песен, написал исследования, посв. укр. нар. музыке. В 1904 Л. основал в Киеве муз.-драм. школу (ныне Муз.-драм. школа им. Н. Лысенко), где учились мн. видные деятели укр. муз. иск-ва. Творч. принципы Л. получили развитие в муз. деятельности его учеников и последователей - К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, Н. Д. Леонтовича, С. Ф. Людкевича, Л. Н. Ре-вуцкого, М. И. Вериковского и др. Имя Л. присвоено Харьковскому т-ру оперы и балета, Львовской консерватории, Киевской музыкальной школе-десятилетке. Лит.: Старицкий М. П.,К биографии Н. В. Лысенко (Воспоминания), Киев, 1904; Арх?мович Л., Горд?йчук М., М. В. Лисенко, Кив, 1952; Л и с е н-к о О. М., Про Миколу Лисенка, Кив, 1957; его же, М. В. Лисенко (Спогади сина), Кив, 1959; Г о з е н-п у д А. А., Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954. . Гол.