О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАРИНЕТТИ

МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппе , Томмазо (22.XII.1876 - 2. XII. 1944) - итальянский писатель, драматург. Глава реакц. течения футуризма. Выступал в защиту империалистич. экспансии, колониализма, был верным приверженцем фашизма, пользовался покровительством Муссолини. Лит. деятельность начал в 1902 во Франции, где в 1909 опубликовал "Манифест итальянского футуризма", в к-ром призывал к разрушению классич. культуры, пропагандировал милитаризм. Первая пьеса М. (на франц. яз.) - сатирич. трагедия "Король Кутеж" (1909, т-р "Эвр", Париж) - осмеивает социальную революцию. В этой пьесе элементы ирреального сочетаются с натурализмом. В пьесе "Электрические куклы" (1909, Париж) героями являются фантастич. роботы (в Италии шла под назв. "Сердце красавицы склонно к измене"). Второй акт этой пьесы М. превратил позднее в самостоят. пьесу, названную им "Электричество" (1914, Милан). В 1913 М. выпустил свой первый театр. манифест "Театр мюзик-холла", где он отвергает все виды т-ра, кроме эстрады, призывает отказаться от логпч. смысла в т-ре варьете и использовать его для высмеивания классич. репертуара. В 1915 опубл. (совм. с Э. Сетти-мелли и Б. Корра) манифест "Синтетический футуристский театр". Ниспровергая совр. т-р, авторы манифеста противопоставляли ему футуристский т-р, воспитывающий в людях милитарист, дух. Манифест призывал к созданию т-ра, в к-ром обычные пьесы будут заменены "синтезами" - короткими сценами, лишенными логики, психологич. правды, но якобы несущими синтетически-обобщенную мысль. Эти идеи получили развитие в работе М. "Антипсихологнческий, абстрактный театр чистых элементов и театр осязания" и в пьесах-синтезах - "Симультанность" (1915), "Лунный свет", "Белая и Красный" (1923, "Т-р независимых", Рим), "Узники" (1925, Рим), "Вулкан" (1926, Художеств. т-р, под рук. Пиранделло), "Океан сердца" (1927, т-р "Арджентина", Рим) и др. Автор манифестов "Аэрорадиотелевизионный театр" (1931), "Радиофонический театр" (1933). M. изображает людей как марионеток, существование к-рых подчинено стремлению разрушить все духовные ценности, силу мысли, глубину чувств. Восхваление насилия, империалистич. войн сочетается с пропагандой изощренных чувственных наслаждений для пресыщенных снобов. Театр, взгляды М.- предтеча крайне реакц. течений модернизма. Соч.: Teatro, v. 1-3, Roma, 1960; в рус. пер.- Манифесты итальянского футуризма. Собр. манифестов Маринетти..., пер. [с франц.], М., 1914. Лит.: Р а v о 1 i n i С., F. T. Marinetti, Roma, 1924. Я. С.