О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАСКА

МАСКА (от позднелат. mascus, masca - личина) - специальная накладка с каким-либо изображением (лицо, звериная морда, голова мифологич. существа и пр.), надеваемая чаще всего на лицо. М. изготовляются из бумаги, папье-маше и др. материалов. Применение М. началось в глубокой древности в обрядах (связано с трудовыми процессами, культом животного, погребения и др.). Позднее М. вошли в употребление в т-ре как элемент актерского грима. В сочетании с театр. костюмом М. помогает созданию сценич. образа. В античном т-ре М. соединялась с париком и надевалась через голову, образуя подобие шлема с отверстиями для глаз и рта. Для усиления голоса актера М.-шлем снабжалась изнутри металлич. резонаторами. В римском т-ре М. появилась в* конце 1 в. до и. э. Ею пользовались гл. обр. в представлениях ателланы. В Др. Руси н ср.-век. Европе М. использовались в представлениях бродячих скоморохов, гистрионов. В конце 12-13 вв., когда литургич. драма стала исполняться на паперти, М. употреблялись в буффонных интермедиях (diableries - сцены дьяволят), исполнявшихся городскими гистрионами; позднее - в мистериях. В итал. импровизационной комедии делъ арте большинство комнч. персонажей носили М. из картона или материи, покрытые клеем (маска Панталоне - землистого цвета, с длинным горбатым носом, Доктора - черная, обычно покрывающая только лоб и нос, и др.); лирич. персонажи ("влюбленные") носили черную полумаску, принятую на маскараде. В 17 в. в странах Зап. Европы М. начали выходить из употребления. Широкое распространение М. получила в традиционном т-ре народов Азии, где нар. т-р в своем развитии тесно связан с культовой драмой. В Индии народные представления раслила и рамлила; на Цейлоне - представления колам, в Индонезии - многочисл. разновидности т-ра то-пенг\ в Корее - народный т-р нори; в Японии - т-р Но и др. В наст. время в т-рах народов Азии М. часто заменяется маскообразным гримом (в Индии - в представлениях катхакали, в Китае - в Пекинской муз. драме, в Японии - Кабуки). М. бывают также парные, когда два исполнителя изображают одно животное (кит., япон. и вьетнамские "львы", индонез. баронг, "лошадь" в япон. т-ре Кабуки), и коллективные, когда под М. скрывается несколько исполнителей. Существуют М.-костюмы, где М. неотделима от костюма, и М., к-рые держат в руках (в индонез. т-ре ваянг-барангон) или надевают на пальцы (пальцевые М. у эскимосов). Лит.: Авдеев А. Д., Маска, в Сборнике Музея антропологии и этнографии АН СССР, тт. 17 и 19, М.-Л., 1957-60; его же. Происхождение театра, Л., 1959; Gregor J., Die Masken der Erde, Munch., 1936; Lengyel J. (Schneider), Die Welt der Maske, Munch., 1934; R i le y О., Masks and magic, N. Y., [1955]; U t z i n g e r R., Masken, в серии "Orbis Pictus", Bd 13, В., [s. d.]; M у I i u s Norbert, Antlitz und Geheimnis der uberseeischen Maske, W., 1961; Nicoli A., Masks, mimes and miracles..., L.-N. Y., 1931. Ape. A.