О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАССЕ

МАССЕ (Masse), Виктор (7.III.1822-5.VII.1884) -французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1871). В 1834-44 учился в Парижской консерватории (по композиции у Ф. Галеви). М. принадлежат лирич. муз. комедии: "Готическая комната" (1849, т-р "Фоли-драматик", Париж), "Загадочная певица" (1850), "Замужество Жанетты" (1853), "Галатея" (1852) (все пост. в т-ре "Опера комик") и др. В своем творчестве испытал влияние Гуно и Обера. Популярностью пользовались мелодич. оркестровые эпизоды и отрывки из его опер. В 1860-76 М. работал хормейстером в т-ре "Гранд-Опера", с 1866 преподавал композицию в Париж, консерватории. Рим. пр. (1844). Оперы: "Невеста дьявола" (1854 т-р "Опера комик"), "Мисс Фоветта", "Времена года" (обе 1855, там же), "Фаворитка и рабыня" (1855, Венеция), "Царица топазов" (1856, т-р "Лирик", Париж), "Кузен Мариво" (1857, Баден-Баден), "Фея Карабос"(1859,т-р "Лирик", Париж), "Мариетта-невеста" (1862, Петербург), "Цветок Алисы" (1866, т-р "Опера комик"), "Сын бригадира" (1867, там же) и др. Лит.: P e l i b e s L., Notice sur Victor Masse, P., 1885; R o p a r t J. G., Victor Masse, P., 1887; D e l a b o r-d e H., Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Masse, P., 1888. MACCHE (Massenet), Жюль (12. V. 1842, Монто, близ Сент-Этьенна, -13.VIII.1912, Париж) - французский композитор, педагог. Член Института Франции (1878). Один из виднейших мастеров французской лирической оперы. В 1863 окончил Парижскую консерваторию (ученик А. Тома и др.), получив Рим. пр. за кантату "Давид Риццио". Ранние произв. М. - опера "Король Лагор-ский" (1877, театр "Гранд-Опера") и оратория "Мария Магдалина" (исполнена в 1873, театр "Одеон", Париж; оперный вариант, 1903, Ницца) - получили одобрение Чайковского. М. написал оперы: "Дон Сезар де Базан" по "Рюи Блазу" Гюго (1872, т-р "Опера комик"), "Иродиада" по Флоберу (1881, т-р "Де ла Монне", Брюссель), "Сид" по Корнелю (1885, т-р "Гранд-Опера"), "Таис" по одноим. повести А. Франса (1894, там же), "Навар-рьянка" (1894, т-р "Ковент-Гарден"), "Сафо" по о. п. А. Доде (1897, т-р "Опера комик"), "Гризелида" (1901, там же), "Дон Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф.И. Шаляпиным в гл. роли), балет "Куранты" (1892, Придв. опера, Вена) и др., музыку к спектаклям: Леконта де Лиля ("Эриннии", 1873, т-р "Одеон", Париж; отсюда знаменитая "Элегия"), В. Гюго, В. Сарду и др., соч. в разл. жанрах. Тонкий лиризм музыки М., выразительная мелодика, умение сосредоточить действие на осн. линии развития драмы, мастерство оркестровки и изящество фактуры обеспечили его лучшим операм, особенно Манон" по А. Прево (1884, т-р "Опера комик") и "Вертеру" (1892, Придворная опера, Вена), длительную популярность. Сюжеты для своих опер М. заимствовал б. ч. из произв. классиков мировой лит-ры и совр. ему франц. авторов, но нередко обезличивал их пассивно-лирич. трактовкой. С конца 80-х гг. в творчестве М., все более поддававшегося влиянию буржуазно-обывательских вкусов публики, обнаруживаются черты упадка, натуралистические тенденции. С 1878- проф. Париж, консерватории, с 1910- президент Академии изящных иск-в. Среди учеников М.: А. Брюно, П. Видаль, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантъе, Дж. Энеску и др. Соч.: Mes souvenirs (1848-1912)" P., [1912]. Лит.: В. О. [О с с о в с к и и А. В. ?], Жюль Масснэ, "Русская муз. газ.", 1912, .ј35; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; 50 опер. [Ред.-сост. М. Друс-кин], Л., 1959; Pougin A., Massenet, P., 1914; W i-d о г Ch. M., Notice sur la vie et travaux de Massenet, P., 1915; Bruneau A., Massenet, P., 1935.