О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МАССОВОЕ ДЕЙСТВО

МАССОВОЕ ДЕЙСТВО - театрализованные зрелища, в к-рых принимают участие большие массы народа (исполнители и зрители). М. д. проводятся обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах; связаны, как правило, с историч. событиями. Элементы М. д. присутствовали еще в театрализованных играх и обрядах первобытных народов (напр., "Медвежья мистерия" у народов Севера, воспроизводившая миф об умирающем и воскресающем звере). Яркие образцы нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры - олимпийские, пи-фийские и др.). Истоками М. д. были в средние века мистерии. В Англии в 17 в. широкое распространение получил весенний майский праздник, основой к-рого стала нар. игра о легендарном герое Робин Гуде. В Германии устраивались массовые масленичные игры и ярмарочные празднества. В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. впервые появились .агитационные, проникнутые революц. пафосом представления и празднества, ставшие частью обществ, жизни народа. Политич. аллегории, пантомимы, оратории воспевали подвиги республиканских героев; сатирич. песенки и фарсы обличали врагов революции. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом поле участвовали представители 83 департаментов. В годы якобинской диктатуры проводились всенародные празднества - "Взятие Бастилии". Традиции революц. площадного т-ра вновь возродились в дни Парижской Коммуны 1871. В России М. д. вначале были связаны с сельскими праздниками и нар. творчеством. В 15-16 вв. М. д. стали частью церковного богослужения (напр., "Пещ-ное действо"). В 18 в. Петром I были введены маскарады. Новые монументальные формы нар. массового празднества возникли после Октябрьской революции. 7 ноября 1918 Театрально-драматургич. мастерская Красной Армии показала на площади в Петрограде "Действо о III Интернационале". 1 мая 1920 в Петрограде была разыграна инсценировка "Мистерия освобожденного труда" (реж. Ю. П. Анненков, А. Р. Кугель, С. Д. Масловский). В 1920 были осуществлены масштабные, эффектные представления в Петрограде: "К мировой коммуне" (реж. Н. В. Петров, С. Э. Радлов, А. И. Пиотровский, начальник пост. К. А. Марджанов), в октябрьскую годовщину пост. "Взятие Зимнего дворца" (реж. А. Р. Кугель, Н. В. Петров, гл. реж. Н. Н. Евреинов). В 1921 в Иркутске пост. М. д. "Борьба труда и капитала" (реж. Н. П. Охлопков). В последующие годы большое распространение получили тематич. массовые представления на стадионах (на злободневные политич. и историч. сюжеты). В 1961 в Севастополе было показано массовое представление "Пролог" (реж. И. Я. Рахлин) об обороне Севастополя в 1854-55, воссозданы важнейшие эпизоды боев города-героя во время Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1962 на смоленском стадионе к 150-летию Отечеств, войны 1812 было пост. театрализованное представление "У древних смоленских стен", прославляющее рус. оружие (реж. Рахлин). В дни 6-го Междунар. фестиваля молодежи и студентов в Москве проводились торжественная церемония открытия фестиваля на стадионе и заключительное представление-митинг на Манежной площади (реж. И. М. Туманов). Лит.: Р о л л а н Р., Народный театр. М., 1919; Луначарский А. В., О народных празднествах, в его кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 63-67; История советского театра, т. 1, М., 1933, с. 264-290; Режиссура массовых зрелищ, сб. ст., М., 1963. А. Д.