О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МОРАЛИТЕ

МОРАЛИТЕ (франц. moralite, от лат. moralis - нравственный) - назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16 вв. Осн. действующими лицами М. были персонажи, олицетворявшие разл. добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека. В М. сохранялся принцип христианского нравоучения, но в нем не было религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и конфликтов реальной жизни. Образы М. были лишены индивидуальных характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть держала в руке лисий хвост и гладила им Глупость, украшенную ослиными ушами, Наслаждение ходило с апельсином). Рационально созданные персонажи вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а по велению догмата о вечной борьбе добра и зла, духа и тела. Борьба интересов в М. часто была представлена холодными дискуссиями, а изображение страстей по существу было словесно выраженным мнением о страстях. Осн. дидактич. мысль M.- разумные люди идут по пути добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал свое развитие с франц. пьесы "Благоразумный и Неразумный" (1436). Большой популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому приходила Смерть; не находя поддержки у Дружбы, Родства и Богатства, человек обращался к своим Добрым делам, и они вели его к вратам рая (англ. и голл. М. конца 15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек" итал. М. "Священное представление о душе"). Связан ное с бюргерской идеологией, М. содержало элементы антифеод, критики, к-рая носила, однако, религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в М. проникали мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух" (1442) и др. В своем развитии жанр М. подчинился общей тенденции т-ра 15 в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла стали заменяться столкновением добрых и злых наклонностей, а аллегорич. персонажи получали обличие живых людей. Относительно большая конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром - мираклем (М. "О Злом богаче и Прокаженном"). Усиление бытового начала в М. приводило к снижению роли аллегорич. персонажей и постепенному формированию жанра нравоучит. бюргерской драмы (франц. М. "Нынешние братья"). Жанр М., наглядно изображая идеи в виде отвлеченных аллегорий, получал в определенных историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание. Так, напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп. интервенцией, широко использовала М. для пропаганды идей нац. независимости (деятельность камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М. также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы с реакц. католицизмом (англ. М. "Четыре стихии" Растелла, ок. 1517, "Забавная сатира о трех сословиях" Линд сея, 1540). Мотивы жизнелюбия, характерные для эпохи Возрождения, заметны во франц. М. ("Осуждение пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла, пост. 1539). Отд. аллегорич. фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса ("Ну-мансия") и Шекспира ("Зимняя сказка"). Со 2-й пол. 16 в. гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М. К концу 16 в. М. почти полностью прекратило существование. Историч. значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением М. были и элементы композиционной целостности драмы. Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв. встречается иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья трех рек" Гусева, 1944), но подобный художеств. прием архаичен. Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского театра, М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1943; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Fournier E.,Le theatre francais avant la Renaissance 1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley R., Select old English plays, L., 1874; Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley 'R., Select collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des weltlichen Dramas in England vor Shakespeare. Ein Erganzungsbd zu Dodsley's Old English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage, v. 1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France au moyen age, I. Le theatre religieux, P., 1928. Гр. Б. MOPAHTE (Morante), Луис Амбросио (гг. рожд. и смерти неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы "Тупак-Амару", являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе индейцев за свою свободу. М. писал также оригинальные пьесы "Сын Юга", "Тукуманская битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно", пост. 1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв. нац. и мировой драматургии, в т. ч. "Сирипо" Лавардена (1813), "Гамлет" (1821). И. С.