О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МОСКВА

МОСКВА - политический, культурный и промышленный центр страны, столица Союза Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на 1963, в совр. границах). В кон. 16 в. при дворе моек. царей существовала "потешная палата", к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт. 1672 труппа пастора Грегори показала первое представление при царском дворе, и до 1676 труппа выступала в Кремле и с. Преображенском (см. Комедийная хоромина). В 1702 приглашенный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников и открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления, перенесенные затем в "коме-диальную храмину", выстроенную по приказу Петра I на Красной площади (т-р закрылся в 1706). Придворный театр существовал также p селе Преображенском в палатах царевны Натальи Алексеевны. В 1-й четв. 18 в. значит, распространение получили т-ры, создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742 в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный дом на р. Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных ворот. К 1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев ("охочих комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В 1757 при Моск. ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился с итал. оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие нового т-ра в Оперном доме (у Красного пруда). Рус. драм. труппа получила назв. "Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме Воронцова. В 1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В 1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест - Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм. спектакли. Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18 в. впервые в России была введена цензура, чинившая препятствия работе т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр. иск-ва, царское пр-во в 1806 учреждает в Москве императорские (казенные) т-ры, находившиеся под строгим контролем чиновников. В 1806 в казенную труппу вошли актеры крепостных т-ров, часть актеров труппы Медокса, в т. ч. В. П. Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы и др. Эта труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и в Арбатском т-ре. В 1824 драм. труппа переходит в дом купца Варгина на Театр, площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра. 6 (18) янв.. 1825 на месте Петровского т-ра состоялось открытие Большого театра (см. Большой театр Союза ССР), построенного в 1824 по проекту А. А. Михайлова архитектором О. И. Бове. В 1827 введена монополия имп. т-ров, уничтожившая возможность организации частных т-ров. Вследствие эконо-мич. оскудения дворянства прекратили свое существование и крепостные т-ры. Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на Малом т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В труппу в разные годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М., М. П. и О. О. Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др. С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846), начался наиболее значит, период истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после пожара по проекту архитектора А" Кавоса). В репертуар т-ра входили оперы Чайковского, Серова. Рубинштейна. В начале 20 в. утвердилась нац. рус. исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы сдвигами в развитии моек. балета. Появление в репертуаре "Спящей красавицы", "Раймонды", "Лебединого озера" обогатили балетное иск-во психологич. реализмом. Но монополия императорских т-ров тормозила развитие театр. иск-ва. Еще в сер. 1860 возникают попытки нарушить эту монополию (спектакли "Артистич. кружка"). В 1872 на Варварской площади (ныне площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич. выставке. В его репертуаре были произв. рус. классики. В труппу входили М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание т-ра и его имущество были приобретены вновь открывшимся Общедоступным т-ром; в его труппу вошли и нек-рые актеры Нар. т-ра. В 1865 по инициативе Островского, Н. Г. Рубинштейна и др. в М. возник "Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии, в 1880-82 организовала т-р на Тверской ул., близ памятника Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус. т-ре большое значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах "Эрмитаж" и др.). В 1882 была отменена монополия императорских т-ров в обеих столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был Т-р Ф. А. Корша (см. Корта театр). В 80-90-е гг. делались попытки создать еще несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой и др.). Существовали любительские т-ры. В 1877 возник Алексеевский кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И. Мамонтов открыл первую частную оперу (см. Московская частная русская опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для МХТ; в 1896 спектакли оперы шли в здании Т-ра Солодовникова. Вступив в борьбу с рутиной казенной -оперы, Т-р Мамонтова произвел реформу оперного театра. Театр просуществовал до 1904. На смену ему пришел оперный Т-р Зимина, работавший до 1924 под разными названиями. В М. проходили гастроли крупнейших пстерб. и про-винц. актеров. Приезжали виднейшие актеры зап. т-ра (Дузе, Сара Бернар, Режан, Сальвини, Барнай, Росси, Поссарт, Б. К. и Э. Коклен, Мейнингенский т-р и др.); для гастролей на Б. Никитской ул. был выстроен специальный т-р "Интернациональный т-р", или т-р "Парадиз" (ныне здесь играет Т-р им. Маяковского). В 1898 казенной дирекцией был осн. 3-й имп. т-р - Новый театр. просуществовавший до 1907. С нач. 20 в. в М. организуются общедоступные оперные и драм. т-ры в Нар. домах. В 1898 К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Дан-ченко создан МХТ (см. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького), открывший новую эру в истории рус. и мирового театр. иск-ва. Здесь работали В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина и др. В годы реакции появляются т-ры миниатюр и кабаре, насаждавшие развлекательное безыдейное иск-во ("Максим" и др.). В 1913 открылась 1-я Студия МХТ, в 1916 - 2-я. В 1913 К. А. Марджанов создал Свободный т-р. В 1914 возник Камерный театр. в 1914 создан Т-р имени В. Ф. Комиссаржевской. В 1909-21 в М. играл Т-р Незлобина. После победы Вел. Окт. социалистич. революции театр. жизнь М. достигла бурного расцвета, в т-ры пришел новый массовый зритель. Большой, Малый, МХАТ и др. т-ры бесплатно распределяли билеты на спектакли среди рабочих, в воинских частях. В М. создается много новых т-ров: в 1918 - т-р-студия ХПСРО (в 1919-20 - Новый т-р ХПСРО), в 1919 возникла студия Пролеткульта (с 1922- Первый рабочий т-р Пролеткульта), в 1920 - Т-р РСФСР 1-й (с 1926 -Гос. т-р им. Мейерхольда; закрыт в 1938, см. Мейерхольда имени театр), Т-р революционной сатиры (Теревсат; работал до 1922), Т-р импровизации "Семперантэ" (существовал до 1935), в 1922 - Театр Революции, в 1923 - т-р 'МГСПС (в дальнейшем т-р МОСПС, ныне Московский театр имени Моссовета). Большое распространение получили агит. т-ры "Синяя блуза" (нач. 20-х гг. 20 в.) и ТРАМ (Т-р рабочей молодежи). В нач. 20-х гг., с введением нэпа, в М. возродились т-ры миниатюр и кабаре (эстрадный т-р "Палас", "Кривой Джимми", "Нерыдай" и др.). В годы первого революц. 10-летия в М. возникло много студийных т-ров. Среди них студии, организованные МХТ: вслед за 1-й (с 1924 - МХАТ 2-й) и 2-й Студиями, организованными до революции, в 1921 была создана 3-я Студия (с 1926.- Гос. т-р им. Вахтангова) и 4-я (в 1927 - 37 - Реалистический т-р). В 1918 была создана Оперная студия Большого т-ра под рук. Станиславского, в 1919-Музыкальная студия МХТ В. И. Немировича-Данченко, в 1921-Студия импровизации им. Мчеделова и др. Большинство студий к концу 20-х гг. закрылось. С сер. 20-х гг. студии начали объединяться с т-рами или становились самостоят, т-рами. В 1924 был создан Московский театр Сатиры. Оперная студия Станиславского и Муз. студия Немировича-Данченко, став в 1926 т-рами в 1941 объединились в Муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Были созданы нац. т-ры: Московский еврейский театр. цыганский театр "Ролгэн" латышский театр "Скатувэ", Татарский т-р рабочей молодежи и др. Создаются детские т-ры. В 1920 в М. открылся Первый гос. театр для детей, в 1922 - опытная мастерская Педаго-гич. т-ра. В 1925 произошло их слияние и новый театр получил назв. - Первый гос. педагогич. т-р для детей. В 1921 создан Московский театр для детей (с 1936 - Центральный детский театр). В 1924 организован Московский театр юного зрителя (МТЮЗ). В 1927 создан Московский театр оперетты. В 1930 был организован Центр, т-р Красной Армии (ныне Центральный театр Советской Армии - ЦТСА), положивший начало созданию театров этого типа. В 1932 открылся Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в 1930 - Московский театр кукол, в 1938 - Т-р Транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) и др. К концу 30-х гг. общее число театров в столице приближалось к 40. В этот период произошло укрупнение художественных коллективов, многие театры объединились в один коллектив. Театр-студия под рук. Хмелева объединилась со Студией им. Ермоловой (ныне Т-р им. Ермоловой). Периодически проводились декады иск-в республик, театр. смотры. В годы Отечеств, войны моек. т-ры принимали активное участие в обслуживании фронта. В 1943 в вернувшийся в М. Т-р Революции, рук. Охлопковым, вливается Моск. т-р драмы (б. Т-р Ленсовета). Новый коллектив получил название Моск. т-ра Драмы (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). В 1950 на основе Камерного т-ра был создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. В 1957 в М. возник театр-студия "Современник". В М. сосредоточены старейшие театр. учебные заведения: ГИТИС, Театр, уч-ще им. Щукина, Школа-студия им. Немировича-Данченко, Моск. хореографии. уч-ще и др. В М. находится Центр, театр. музей им. Бахрушина (см. Бахрушина музей), имеются музеи при т-рах (Музей Большого т-ра, Музей МХАТа, Музей Малого т-ра и др.). С 1944 работает Институт истории искусств. В 1964 в М. работает ок. 30 т-ров, цирк, более 10 концертных залов, 250 клубов (Центральный дом работников искусств - ЦДРИ, Дом актера, Дворец культуры им. Лихачева, Центр. дом Сов. Армии, Центр, дом культуры железнодорожников, Дом ученых и мн. др.). Науч. и организаторскую работу проводит Всеросс. театральное об-во. В М. выходят два театр. журнала "Театр" (с 1937) и "Театральная жизнь" (с 1958), газета "Советская культура". В ведущих т-рах М. выпускаются многотиражные газеты: "Малый т-р", "Советский артист" (Большой т-р), "Горьковец" (МХАТ) и др. В М. функционируют специальные театр. библиотеки (Центр, театр. библиотека, Центр, науч. библиотека ВТО). Лит.: БогоявленскийС.К., Московский театр при царях Алексее и Петре I, М., 1914; Рихтер И., Моск. театры в XVIII ст., "ЕИТ". Сезон 1915, с. 12-20; Асеев Б. Н., . Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до сер. XVIII в., М., 1957; его же, Рус. театр второй половины XVIII в., М., 1960; его же. История театрального образования в России, т. I, СПБ, 1913; его же, Театральные здания в Москве в XVII и XVIII ст., "ЕИТ", СПБ, 1910, вып. VII, с. 1-26, вып. VIII, с. 1-30; История Москвы, т. 1-6, М., 1952-59; т. 1 - с. 677-704, т. 2 - с. 589-609, т. 3 - с. 595-647 т. 4 - с. 719-94, т. 5 - с. 543-90, т. 6, кн. 2. с. 342-445; История частных театров в Москве, газ. "Новости сезона", М., 1897, 3 сент. ј 313, с. 3-4; Теляковский В. А., Воспоминания. 1898-1917, П., 1924; Все театры. Сезон 1910-1911, М., 1910; Дорошевич В. М., Старая театральная Москва, П., 1923; У истоков, М., 1960; Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941; МогилевскийА.И., Филиппов Вл., Род ионов А. М., Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич. т-ра, т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'.