О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР

МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР ( М о с к о в-ский государственный еврейский театр - ГОСЕТ) - еврейский советский театр. Был создан в 1919 на базе гос. евр. театр. студии при ТЕ О (Театральном отделе) Наркомпроса в Петрограде. В 1920 переведен в Москву. До 1925 наз. Моск. гос. евр. Камерным т-ром (ГОСЕКТ). Организатором т-ра и до 1929 его художеств. руководителем, режиссером всех осн. постановок был А. М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921,- "Вечер Шолом Алейхема", проявились дарования С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Стремясь бороться против штампов старого евр. т-ра, М. е. т. в первый период своей деятельности увлекся т. н. чистой театральностью; гл. внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для пост. этого периода характерны гротеск, шарж, ирония. Репертуар т-ра ограничивался пьесами, воспроизводившими жизнь старых евр. местечек, действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но веселые, мечтательные бедняки. Среди лучших спектаклей т-ра этого периода-"Колдунья" по Гольдфадену (1922, лит.-сценич. композиция Литвакова и Добрушина, комп. Ахрон, худ. Рабинович; Колдунья - Зускин, Гоцмах-Михоэлс, Миреле-Ровина), "200 тысяч" по Шолом Алейхему (1923, муз. Пульвера, худ. Рабинович; Шимеле Сорокер - Михоэлс, Соловейчик - Зускин), "Три изюминки" (композиция из 3 театр. пародий, текст Добрушина и Ойслендера, 1924), "Ночь на старом рынке" Пе-реца (1925, муз. Крейна; Бадхен - Михоэлс), "Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927, худ. Фальк; Вениамин - Михоэлс, Сендерл-баба- Зускин), "Человек воздуха" по Шолом Алейхему (1928, Менахем Мендл - Михоэлс, Шейне - Минкова, Хане Риве-Ротбаум, Капоте-Зускин). Т-р систематически выезжал на гастроли (Белоруссия, Украина, Ленинград и др.), в 1928 показывал свои спектакли за рубежом (Германия, Австрия и др.). Новый этап в жизни т-ра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля "Суд идет" Добрушина (1929) на сцене М. е. т. ставились пьесы на современные темы; в эти годы все отчетливей становится стремление театра к глубокому раскрытию идеи произв., к психологически мотивированному выявлению внутреннего мира героев. В этот период были пост. .'"Глухой" Бергельсона (1930, реж. Радлов, худ. Рабинович; Глухой-Михоэлс, Эстер-Ротбаум, Мендл-ГольдбЯат, Иоселе Бобцес-Зускин, Шульц-Штейман)-о революции 1905, "Мера строгости" Бергельсона (1933)-о новых сов. людях, "Юлис" ("Четыре дня") Даниэля (1931)-из эпохи гражд. войны, "Семья Овадис" Маркиша (1937, реж. и исполнитель роли Зайвл Овадиса-Михоэлс, худ. Тыш-лер; Мотька - Зускин) - о пограничниках Дальнего Востока, "Бар Кохба" Галкина (1938) - нар.-героич. трагедия из истории борьбы Иудеи с рим. поработителями, "Суламифь"по Гольдфадену (1937, реж.Михоэлс, худ. Рындин) и др. Т-р начал ставить произв. мировой классич. драматургии, по-новому осмысливал и евр. классику ("Блуждающие звезды" по Шолом Алейхему, 1941). Крупнейшие спектакли: "Король Лир" (1935, реж. Радлов, худ. Тышлер; Лир - Михоэлс, Шут - Зускин), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (реж. и исполнитель гл. роли - Михоэлс, худ. Рабинович). Первые годы Великой Отечеств, войны (до 1943) М. е. т. находился в эвакуации в Ташкенте; пост. "Хамза" Яшена. Значит, спектакль послевоенного периода - "Фрейлехс" 3. Шнеера (1945, реж. Ми-хоэлс, худ. Тышлер, Бадхен - Зускин). Обстоятельства, сложившиеся в период культа личности Сталина, тяжело отразились на деятельности М. е. т. В эти годы т-р лишился двух своих лучших актеров - С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Посещаемость его падала и в 1949 после перехода на самоокупаемость М. е. т. был закрыт. (Иллюстрации см. в статьях В. Л. Зускин С. М. Михоэлс, Еврейский театр). Лит.: Литваков М., Пять лет гос. еврейского Камерного т-ра, М., 1924 (на идиш); Загорский М., Михоэлс, М.- Л., 1927; Дейч А. И., Маски еврейского театра, М., 1927; Соболь А., Почти выигрыш, "Театр и музыка", 1923, ј 36; Живов М., Мечты и страдания Тевье-молочника, "Театр", 1939, ј 1. А. Шн.