О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Па Пб Пв Пг Пд Пе Пж Пз Пи Пй Пк Пл Пм Пн По Пп Пр Пс Пт Пу Пф Пх Пц Пч Пш Пщ Пъ Пы Пь Пэ Пю Пя
 

ПИТОЕВЫ

ПИТОЕВЫ (Pitoeff) - франц. актеры, театр. деятели. 1) Жорж (4.IX.1884-17.IX.1939). Режиссер, актер. Род. в Тифлисе, в семье директора тифлисского т-ра И. E. Питоева. С 1905 учился на юридич. ф-те в Париже, одновременно выступал как актер в Рус. артистич. кружке, организованном его отцом. Вернувшись в Петербург, работал в Т-ре В. Ф. Комис-саржевской, в Первом передвижном драматич. т-ре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. В 1912 организовал в Петербурге "Наш театр", к-рый гастролировал по России, показывая пьесы Мольера, Шекспира, Гольдони, Мюссе, Пушкина, Л. Толстого. В 1915-22 П. жил в Швейцарии, где вокруг него объединилась группа единомышленников, составивших проф. труппу. В эти годы П. пост. спектакли, большинство-к-рых было возобновлено позднее в Париже и составляло репертуар его труппы в течение мн. лет. П. вошел в историю франц. т-ра как один из крупнейших театр. деятелей. Вместе с Л. Ж у ее, Ш. Дюлленом Г. Бати он основал театр. союз под назв. "Картель" (Cartel, 1926), в задачи к-рого входило творч. и организационное обновление т-ра. Тесно связанный с ид е-ологич. метаниями бурж. интеллигенции 20-30-х гг., П. испытал влияние мистики, сюрреализма, фрейдистских концепций. Но главным в его творчестве-было стремление создать т-р, проникнутый поэзией и гуманизмом, знакомящий зрителя с лучшими достижениями мировой драматургии. П. "открыл" для Франции драматургию Чехова, Л. Пиранделло стал постановщиком пьес Г. Ибсена и Б. Шоу на франц. сцене. С наибольшей силой гуманистич. программа П. раскрылась в спектаклях "Гамлет" (1920);. "Святая Иоанна" Шоу (1925), "Три сестры" (1929),. к-рые стали значит, событиями театр. жизни Франции. П. разделял мечты о нар. т-ре, вдохновляющие мн. передовых художников (Р. Роллан, Ж. Копо, Ф. Же-мье и Др.). Тончайший психолог, последователь иск-ва перевоплощения, он считал себя учеником К. С. Станиславского и А. Антуана. П. добивался в своих спектаклях подлинного ансамбля, воссоздания стиля, идейно-эмоциональной атмосферы пьес. Сам создавал декорации к своим спектаклям, отказываясь от натуралистич. декораций, заменив их сук-нами, условными архитектурными построениями, отдельными деталями, раскрывающими эмоциональный колорит пьесы, дающими возможность непрерывного развертывания действия. Тем же задачам П. подчинял музыку, свет, ритмич. организацию спектакля. Актерские достижения П. связаны с созданием образов Освальда, Левборга, Штокмана ("Привидения", "Гедда Габлер", "Враг народа" Ибсена), Прота-сова ("Живой труп"), Сатина ("На дне"), Астрова,. Треплева, Тузенбаха ("Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры"). Вершиной творчества П. была роль Гамлета,. к-рую он играл в течение всей своей сценич. жизни Об иск-ве П. восторженно отзывались А. Антуан Р. Мартен дю Гар, Ж. Копо, Л. Жуве, Ж. Кокто и мн. др. Соч.: Lettre a Jacques Copeau, "La Revue theatrale" 1948, ј9-10; Notre theatre (textes et documents reunis par J. de Rigault), P., 1949. Лит.: Boll A., La mise en scene contemporaine..., P., 1944; Brasillach R., Animateurs de theatre, P., 1936, 2 ed., P., 1954; Brisson P., Le theatre de annees folles, Gen., 1943; Hort J., Les theatres du Cartel et leurs animateurs; Pitoeff, Baty, Jouvet, Dullin, Gen., 1944; Lenormand H.-R., Les Pitoeff, souvenirs, P., 1943; Frank A., Georges Pitoeff, P., [1958]; Pitoeff S., Georges Pitoeff et le decor de theatre, "La Revu theatrale", 1948, .ј 9-10. 2) Людмил а (урожд.-См а нова) (15.XII.1895- 15.IX.1951). Жена Жоржа П. Род. в Тифлисе в семь рус. генерала. По окончании гимназии переехала в Париж, где брала уроки пения, танца, музыки. Держала экзамен в драм. класс Консерватории, но не была принята. В 1915 вышла замуж за Ж. Питоева и вместе с ним уехала в Швейцарию. В 1916 дебютировала в труппе Питоева. Обаяние, поэтич., хрупкий, почти детский облик П., органич. правдивость ее сценич. образов в значит, степени определили художеств. успех Т-ра Питоева. П. пользовалась признанием в резко контрастных ролях: маленькая провинциалочка м-ль Бурра (о. п. Ане, 1923) и проникнутая трагизмом Медея (о. п. Сенеки, 1932), романтически-трогательная Маргарита Готье ("Дама с камелиями"-Дюма-сына, 1921) и цинично-чувственная героиня "Хоровода" Шницлера (1932),поэтич., покоряющие человечностью, чистотой, трепетной интеллектуальностью героини Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Нина Заречная - "Чайка", 1921, Ирина - "Три сестры", 1929), Л. Толстого (Маша - "Живой труп", 1918), Ибсена (Хедвиг- "Дикая утка", 1919, Нора - 1930), Шекспира (Офелия, 1920) и мятущиеся, одержимые тревогой, внутр. раздвоенностью героини Л. Пиранделло, пьес А. Ленормана, С. Пассера, П. Клоделя и др. С наибольшей полнотой П. раскрыла свое дарование в спектакле "Святая Иоанна" Шоу (1925), покорив современников нолнотой слияния с образом, вдохновенной силой. Она вернулась к образу Жанны д'Арк в "Подлинном процессе Жанны д'Арк" Питоева и Арно (1929) и в сцене из "Жанны д'Арк" Пеги (1936). В 1939-41, после смерти мужа, жила в Швейцарии, играя в отдельных спектаклях, пост. ранее Пи-тоевым ("Обмен" Клоделя, "Орфей" Кокто и др.). В конце 1941 переехала в Нью-Йорк. В течение 3 лет играла в Монреале (Канада) в труппе, составленной из учащейся молодежи, выступала в Нью-Йорке. Безуспешно пыталась сниматься в Голливуде. Занималась педагогич. работой. Вернувшись после окончания 2-й мировой войны в Париж, П. участвовала в старых и вновь пост. спектаклях ("Обмен"; "Кукольный дом" Ибсена; "Мисс Мабель" по Шеррифу, "Пережить" Филиппе; возобновила пост. "Подлинного процесса Жанны д'Арк" (1949, Т-р Сары Бернар). Творчество П. неотделимо от новаторских исканий Ж. Питоева, вместе с к-рым она утверждала иск-во глубокой внутр. правды, гуманистической направленности. Лит.: Pitoeff A., Ludmilla, ma mere, P., 1955; Bernard J. J., Georges et Ludmilla Pitoeff, "La Revue theatrale". P., 1954, ј 27; Copeau J., Georges et Ludmilla, "Le Figaro", 1939, 7 oct.; Frank A., Georges Pitoeff, P., [1958J; Lenormand H.-R., Les Pitoeff, souvenirs, P., 1943. E. Ф