О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РАШЕЛЬ

РАШЕЛЬ (Rachel) [наст. имя и фам.- Элиза Ра-шель Феликс (Felix); 28.II.1821-3 или 4.1.1858]- франц. актриса. Дочь бедного разносчика-еврея. В детстве пела песенки на улицах Парижа. В 1837 дебютировала в т-ре "Жим-наз" в комедии "Вандеянка" Дюпора. Но дарование Р. было чуждо легкому водевильно-комедийному репертуару этого т-ра. Р. стала брать уроки театр. иск-ва у видного драм. актера, педагога Ж. И. Сансона. В 1838 она дебютировала в т-ре "Ко-меди Франсез". Первые выступления Р. прошли незамеченными, но вскоре появились восторженные статьи Ж. Жанена, А. Мюссе, и Р. приобрела широкую популярность. С иск-вом Р. связано возрождение классицизма на франц. сцене в 40-х гг. 19 в. Основу репертуара Р. -составляли роли в трагедиях П. Корнеля (Камилла, Эмилия-"Гораций", "Цинна"), Ж. Расина (Гермиона, Роксана, Эсфирь, Береника - "Андромаха", "Баязет" и одноим. пьесы), Вольтера (Аменаида - "Танкред") и др. Гордые, свободолюбивые героини Р., исполненные ненависти к тирании, восставали против несправедливости деспотич. власти. Лучшая роль Р.Федра (о. п. Расина, 1843), в к-рой она утверждала высшую бескомпромиссность, моральную чистоту человека. В канун революции 1848 Р. создала антитиранич. образ Гофолии (о. п. Расина). На события 1848 актриса откликнулась театрализованным исполнением "Марсельезы", превратив революц. гимн в страстный призыв к отмщению. Стремление к созданию облагороженных, обобщенно-монумент. образов античных героинь сочеталось в творчестве Р. с проявлением реалистич. тенденций в передаче психологии действ, лиц. Ее игра отличалась строгостью, пластич. завершенностью формы. В то же время большая эмоциональность, живое, непосредств. выражение чувств сближали творчество Р. с иск-вом прогрессивного романтизма. В сер. 19 в., когда во франц. т-ре утвердилась бурж.-бытовая драма, трагедийное дарование Р. не нашло себе применения. Несмотря на отдельные успешные выступления (роль Адриенны Лекуврер в о. п. Скриба и Легуве, 1849), игра Р. не поднималась до прежней трагич. силы, героич. величия. Со 2-й пол. 40-х гг. Р. гастролировала в разл. странах Европы и в Сев. Америке; в 1853-54 - в России. Талант Р. высоко ценили М. С. Щепкин, А. И. Герцен и др. В 1855 Р. оставила сцену. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. M." 1963; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии. С того берега, М.-Л., 1931; Льюис Дж. Г., Актеры и сценическое искусство, пер. с англ., Варшава, 1876, с. 25-31; Н и с с е н М., Рашель, ее жизнь и артистическая деятельность, "Артист", 1893, ј 27, 28; J a n i n J., Rachel et la tragedie. P., 1859; Hoyssaye A.. La comedienne. P.. 1884; Barthou L., Rachel, P., 1926; Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs (1827-1889)