О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ра Рб Рв Рг Рд Ре Рж Рз Ри Рй Рк Рл Рм Рн Ро Рп Рр Рс Рт Ру Рф Рх Рц Рч Рш Рщ Ръ Ры Рь Рэ Рю Ря
 

РИТМ СПЕКТАКЛЯ

РИТМ спектакля (от греч. puos-соразмерность, стройность) - согласованное во времени и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразит, средств сценич. действия. Р. связан с нарастанием или спадом, ускорением или замедлением, плавным течением или бурным развитием действия. Здесь Р. как бы сливается с темпом, сочетаясь с ним. Поэтому К. С. Станиславский ввел термин "темпо-ритм", объединяющий эти понятия (см. Станиславского система). Он различал темпо-ритмы всей пьесы, каждой отдельной роли, действия, сценич. речи. Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего (ощутимого актером, связанного с психологич. задачей, настроением того или иного эпизода) темпо-ритма и внешнего (видимого зрителем, воплощенного в характерности, в движениях персонажа, в его поведении). В одном и том же внешнем темпе возможны разные внутр. ритмич. акценты (напр., заметно меняется состояние персонажа - походка, жест во время прогулки, похоронного шествия, военного марша). При контрастах, несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный эффект или драм. напряжение. "У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный внутренний или внешний образ: сангвиник, флегматик, Городничий, Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т. 3, 1955, с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы, а он подчинен сквозному действию, сверхзадаче, идейному замыслу спектакля. Чрезмерное значение приобрел Р. в некоторых драматических символистских и экспрессионистских спектаклях. Формалистическая изощренность подчас сказывалась в гипертрофии Р. как важнейшего компонента спектакля, независимо от содержания, сюжета и пр. Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы, к произвольному навязыванию режиссером Р. и темпа, не соответствующих характеру драматургич. произведения. Большое внимание Р. речи и жеста придавали в своих спектаклях А. Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд добивался четкого Р. в движениях актеров и темпа спектакля (см. Биомеханика). В практике реалистич. рус. т-ра Р. спектакля всегда был связан с особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов. драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью и многообразием явлений действительности и художеств. средств их воплощения (Р. драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского). Мн. режиссеры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов, А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, Г. А. Товстоногов и др.) создавали спектакли, поражавшие ритмич. изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов. Воспитание выразительных средств актера связано с развитием чувства ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко в процессе репетиций предлагали этюды и упражнения, помогающие овладеть соответствующим темпо-ритмом. В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. и танцевального Р. В цирке баланс, акробатика, жонглирование, воздушные полеты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием и повторением. Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, M., 1955, гл. Темпо-ритм. А. Д.