О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ

ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ - постоянно действующий проф. театр. репертуар и творч. деятельность к-рого направлены на обслуживание детей и юношества. В задачи Т. д. д. входит идейное и эстетич. воспитание детей и юношества средствами театр. иск-ва. Спектакли Т. д. д. создаются с учетом возрастного развития зрителей и в основном делятся на 3 группы: спектакли для школьников младших классов, для школьников средних классов, для школьников старших классов. Каждый Т. д. д., как правило, имеет педагогич. часть, к-рая осуществляет связь со школой, педагогич. общественностью, комсомольской организацией и т. д. В остальном структура и административная организация Т. д. д. ничем принципиально не отличаются от т-ров для взрослых. Т. д. д. в Советском Союзе появились после Октябрьской революции. Попытки их создания в дореволюц. России кончались неудачей, гл. обр. в силу убыточности таких т-ров. Детские утренники, организуемые в т-рах для взрослых, большей частью не имели художественной ценности. Исключение представляли лишь отдельные спектакли (напр., "Синяя птица" Ме-терлинка в МХТ, 1908, пост. К. С. Станиславского). Сов. гос-во с самого начала своего существования уделяло значительное внимание художественному воспитанию детей. В 1918 А. В. Луначарский поднял вопрос о создании "специального театра для детей, где законченными художниками-артистами давались бы в прекрасной форме детские пьесы". Весной 1948 Детский отдел Театр.-муз. секции Моссовета организовал передвижные спектакли для детей, в к-рых участвовали: В. В. Барсова, Н. А. Обухова, М. М. Блюменталь-Тамарина, М. Н. Кедров, И. В. Ильинский, молодежь театр. студий. В том же году в Петрограде под рук. артиста Н. А. Лебедева создается передвижной т-р для обслуживания детей, а в Саратове - Школьный т-р (рук. Д. Н. Басса-лыго и Н. М. Немиров). Эти т-ры существовали недолго (до 1920). В день 1-й годовщины Октября в Москве открылся 1-й стационарный детский т-р Моссовета (организатор и заведующая т-ром Н. И. Сац, художники И. С. и Н. Я. Ефимовы, В. А. Фаворский, композитор А. Н.Александров, балетмейстер К. Я. Голейзовский), к-рый первоначально показывал лишь кукольные и балетные представления. В 1920 был организован Первый государственный театр для детей. В труппу вошли проф. драм. актеры: И. В. Ильинский, М. И. Бабанова, Н. Л. Коновалов, Т. Н. Струкова, Е. Г. Спендиарова и др. Т-р возглавляла директория под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского. Т-р открылся в июне 1920 спектаклем "Маугли" по Киплингу. Затем фактич. руководителем т-ра становится Г. М. Паскар. С 1923 т-ром руководил Ю. М. Бонди, с 1925 - Г. Л. Рошаль. Т-р прошел сложный путь творч. исканий, постепенного овладения совр. репертуаром (здесь были пост. первые сов. пьесы для детей, отражавшие совр. сов. действительность,- "Колька Ступин" Ауслендера и Солодовникова, "Самолет" Никифорова), роста проф. мастерства актеров. С 1925 т-р стал называться 1-м Гос. педагогическим. С 1931 он был переименован в Государственный центральный театр юного зрителя (Госцен-тюз). 13 июля 1921 спектаклем "Жемчужина Адаль-мины" Новикова (по сказке Топелиуса) открылся Московский театр для детей, к-рый возглавляла Н. И. Сац. Деятельность т-ра характеризовалась стремлением к созданию синтетич. спектакля, насыщенного музыкой. В 1936 Моск. т-р для детей был преобразован в Центральный детский театр. открывшийся во вновь предоставленном ему помещении (на пл. Свердлова) спектаклем "Сережа Стрельцов". Первой новой постановкой этого т-ра был "Золотой ключик" А. Толстого. В наст. время (1967) ЦДТ руководят М. О. Кнебель (режиссер) и К. Я. Шах-Азизов (директор). Большое значение для развития сов. Т. д. д. имел Ленинградский театр юных зрителей (осн. в 1921, открыт 23 февр. 1922 спектаклем "Конек-горбунок" по Ершову). "Театр юных зрителей,провозгласил его создатель и руководитель А. А. Брянцев,- должен объединять художников, умеющих мыслить, как педагоги, с педагогами, способными чувствовать, как художники". Название "Театр юного зрителя" (ТЮЗ) становится популярным и получает большое распространение. В 1920-х гг. открываются Харьковский ТЮЗ, Кубанский т-р для детей и юношества в Екатеринодаре (Краснодаре), в организации к-рого участвовал С. Я. Маршак, Харьковский театр сказок и др. Первый т-р для детей на укр. яз. был создан в Киеве (1924, руководитель И. С. Деева), в 1927 в ТОилиси открылся рус. т-р юных зрителей (руководитель Н. Я. Маршак), в 1928 груз. ТЮЗ. В 1930 в СССР было 23 Т. д. д. В 30-е гг. были созданы Бауманский т-р рабочих ребят (1930, Москва, рук. А. М. Лобанов), Ленингр. новый ТЮЗ (1935, рук. Б. В. Зон) и др. В первый период своей деятельности Т. д. д. ставили гл. обр. инсценировки сказок и произв., входящих в традиционный круг детского чтения. В дальнейшем авторы Т. д. д. обращаются к романтич. сюжетам, воссоздающим целеустремленность борьбы, сильные характеры ("Гайавата - вождь ирокезов" Огнева по Лонгфелло, "Гаврош" Бруштейн по Гюго, "Среди вечных льдов" Болотова по мотивам Дж. Лондона). Появляются первые оригинальные пьесы, рисующие образы сверстников и современников юных зрителей: "Будь готов" Розанова, "Колька Ступин" Ауслендера и Солодовникова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1927), "Фриц Бауэр" Селиховой и Сац (1928), "Алтайские робинзоны" Шестакова (1928) и др. Идейно-художеств. рост драматургии Т. д. д. первого периода находит выражение в пьесах "Тимошкин рудник" Макарьева (1925), "Черный яр" Афиногенова (1928), "Винтовка ј 492116" Крона, "Аул Гидже" Шестакова (1929). Значит, место в репертуаре Т. д. д. также занимает рус. и зарубежная классика (для школьников старших классов). В ЛенТЮЗе ставятся спектакли "Бедность не порок" (1923), "Свои люди-сочтемся" (1927), "Проделки Скапена" (1929) и др. В 30-е гг. расширяется тематика драматургии для детей. Появляются пьесы "Бузонада", "Мы" Бочина- о пионерской организации, "Лягавый" Веприцкой - из жизни беспризорников; о старой и новой школе рассказывали пьесы "Гимназисты" Тренева, "Бунтари" Макарьева, "Сережа Стрельцов" Любимовой. Большое значение для развития Т. д. д. имели пьесы одной из зачинательниц и осн. драматургов детского т-ра А. Я. Бруштейн - "Продолжение следует" (1933), "Голубое и розовое" (1936), позднее - "Единая боевая" (1940) и др. На сценах Т. д. д. ставятся произв. В. П. Катаева ("Белеет парус одинокий" и др.), С. Я. Маршака ("Сказки" и др.), Л. Кассиля ("Кондуит", "Швамбра-ния"), С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. детских писателей. Значительный вклад в драматургию Т. д. д. внес Е. Л. Шварц. Его пьесы "Клад", "Красная шапочка", "Снежная королева" и др. отмечены высокой поэтичностью, безукоризненным вкусом, глубиной нравственных критериев, в них гармонически сочетаются фантастика и реалистич. изображение характеров. В конце 30-х гг. к драматургии для детей обращается М. А. Светлов, пьесы к-рого ("Сказка", "20 лет спустя" и др.) укрепляют поэтич., романтич. направление иск-ва Т. д. д. В годы Великой Отечеств, войны (1941-45) Т. д. д. пост. ряд патриотич. спектаклей: "Далекий край" Шварца, "Сказка о правде" Алигер, "Сын полка" Катаева, "Девочка ищет отца" Рысса. Совр. и истори-ко-патриотич. тематика определяет репертуар ТЮ Зов в 40-е гг.: "Молодая гвардия" по Фадееву, "Два капитана" по Каверину, "Аттестат зрелости" Гераскиной и,др. Гражданственностью, публицистичностью, юмором были отмечены пьесы С. В. Михалкова "Веселое сноьидение", "Особое задание" (обе в 1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой" (1949). На сцене Т. д. д. впервые в пьесе "Именем Революции" Шатрова (пост. в 1957, МТЮЗ) был создан образ В. И. Ленина, в 1960 в Центр, детском т-ре была поставлена пьеса "Семья" Попова о юношеских годах Владимира Ильича. Решения XX, XXII и XXIII съездов КПСС, последовательное осуществление ленинских принципов оказали плодотворное влияние на деятельность Т. д. д. В их спектаклях получила отражение совр. жизнь детей и юношества: раннее пробуждение общественных интересов, расширение кругозора, усиление интереса к точным наукам, особенное внимание к проблемам политики, нравственности и т. д. В конце 40-х гг. на сценах Т. д. д. начинают ставиться пьесы В. С. Розова: "Ее друзья" (1949), "Страница жизни" (1953), "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957), "Неравный бой" (1960), "Перед ужином" (1962). В этих спектаклях созданы правдивые характеры подростков, обладающих обостренным чувством справедливости, ненавистью к мещанству, демагогии, фальши, стремящихся определить свое место в жизни. В конце 50-х-нач. 60-х гг. значит, место в репертуаре Т. д. д. заняли пьесы молодых драматургов ("Друг мой, Колька!" Хмелика, "Чудеса в полдень" Мамлина, "Один страшный день" Сотника и др.). Значительное место в репертуаре Т. д. д. занимают произв. драматургов социалистич. стран и прогрессивных писателей Запада: "Домик-пряник" Стеглика, "Волшебное стеклышко" Чапека, "Приключение Чипполино" Родари, "Ноль по поведению" Стоенеску и Савы, "Король Матиуш I" по Корчаку и др. В сов. Т. д. д. выдвинулась значительная группа талантливых организаторов, руководителей и режиссеров, много сделавших для идейного и художественного совершенствования театр. иск-ва для детей: А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Л. Ф. Макарьев, Б. В. Зон, И. С. Деева, А. И. Соломарский, А. А. Такайшвили, Н. Я. Маршак, К. Я. Шах-Азизов, Г. И. Шагаев, В. С. Колесаев, П. В. Цетнерович, Н. В. Зайцев, Ю. П. Киселев, В. И. Давыдов, С. Ф. Челидзе, 3. П. Нейматов, 3. Я. Корогодский, В. С. Фридман, А. А. Некрасова, В. В. Кузьмин, П. А. Хомский, А. С. Барсегян, С. Е. Димант и др. В Т. д. д. начинали свою творч. деятельность режиссеры Г. Л. Рошаль, А. 3. Окунчиков, Г. А. Товстоногов, А. В. Эфрос; актеры и режиссеры И. В. Ильинский, Н. К. Черкасов, Б. А. Чирков, Д. Н. Орлов, О. Н. Ефремов, Р. А. Быков. Большой вклад внесли режиссеры М. О. Кнебель, О. И. Пыжова, Л. А. Волков, П. К. Вейсбрем, А. И. Кричко и др.; отдельные пост. осуществляли режиссеры А. Д. Дикий, Р. Н. Симонов, М. Ф. Дудин и др. В Т. д. д. сформировались дарования актеров, ставших впоследствии крупнейшими мастерами сов. т-ра. Важное место в труппах Т. д. д. принадлежит актрисам, воплощающим образы детей,- травести. Широкое общественное признание заслужило иск-во В. А. Сперантовой, Н. Н. Казариновой, Л. Н. Князевой, Г. Н. Купрашвили, К. П. Кореневой, Ю. Б. Юльской, Г. В. Бурцевой, А. Р. Фуксиной, Т. С. Волковой, Л. В. Невской, А. П. Бурштейн, С. А. Фоминой, 3. Ф. Булгаковой, О. В. Решетни-ченко, Г. Г. Новожиловой, В. Ф. Сингаевской, Л. П. Жуковой, М. Г. Куприяновой, Г. И. Добиной, О. П. Пуць, О. В. Волковой, М. С. Акуловой, И. А. Вязововой. Большой вклад в иск-во Т. д. д. внесли актеры И. М. Доронин, С. X. Гушанский, Л. С. Любашевский, И. Д. Воронов, И. В. Перов, Л. С. Чернышева, М. С. Нейман, 3. А. Сажин, Т. Н. Струкова, Т. Д. Степанова, Н. И. Фирсов, М. Б. Шифман, П. М. Денисова, А. М. Кожевников, Р. Ф. Лебедев, Е- И. Шевченко, Н. Л. Карамышев, М. П. Колесников, М. Н. Зорина, П. А. Гаврилов, К. А. Назаров, В. К. Горелов, П. О. Сантросян, А. М. Митясов, А. И. Щеголев, Д. М. Курляндская, А. С. Быстряков, А. И. Сергеева, Н. М. Тареев, А. Р. Палеес, А. Я. Мовчан, А. В. Гаршина, М. А. Рост, В. Арешидзе и др. В оформлении спектаклей Т. д. д. участвовали художники И. С. Федотов, В. В. Дмитриев, Г. П. Гольц, П. В. Вильяме, В. Ф. Рындин, К. Ф. Юон, Н. А. Шифрин, Я. 3. Штоф-фер, В. И. Бейер, М. А. Григорьев, Б. Г. Кноблок, Р. В. Распопов, Н. Н. Иванова, Н. А. Архангельский, В. Л. Талалай, И. В. Штенберг, Б. М. Споры-шев, М. Ф. Китаев. Музыку к спектаклям для детей писали композиторы Ю. А. Шапорин, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, В. А. Оранский, И. Н. Ковнер, Л. А. Половинкин, Н. М. Стрельников, Е. П. Каменоградский, П. П. Гоголев, К. А. Кацман. В становлении педагогич. принципов Т. д. д. значительную роль сыграли педагоги Н. Н. Бахтин, С. Г. Розанов, С. Я. Городисская, К. Н. Вайсерман, Е. Д. Волкова, Н. А. Литвинович, К. Н. Кустарева, С. С. Завельская, Н. Г. Андреев, Г. Ю. Рутковская. В 1967 в СССР работает 41 Т. д. д. В 1965 открыт (орг. в 1964) первый Детский муз. т-р (Москва, рук. Н. И. Сац). Т-ры для детей стали неотъемлемой частью сов. театр. культуры, важным средством идейного и художественного воспитания детей и юношества. Театр для детей за рубежом. Широкое развитие Т. д. д. в Сов. Союзе вызвало к жизни попытки создания подобных т-ров в ряде зарубежных стран. Первые попытки организации Т. д. д. в Польше предприняла режиссер М. Биллижанка, организовавшая в 1923 в Сосновце "Т-р молодого мира", где пост. "Синюю птицу" Метерлинка и "Почту" Тагора. Т-р этот существовал один год. В 1945 Биллижанка возглавила Т. д. д. в Кракове; в репертуаре: "Красная шапочка" Шварца, "Фарфоровая королева" Швир-штинской, "В лесах и пустынях" по Сенкевичу, "Робинзон Крузо" по Дефо, "Пиноккио" по Коллоди и т. д. В 60-х гг. этот т р был реорганизован в "Театр трех поколений". В Чехословакии в 1935 режиссер М. Меланова открыла Т. д. д. в Праге (первый спектакль "Негритенок и обезьяна" Сац и Розанова); в 1953 этому т-ру было присвоено имя поэта И. Воль-кера. С 1957 директором и гл. режиссером т-ра является В. Адамек. Т-р пост. пьесы чешских, рус. и др. драматургов: "Домик-пряник" Стеглика и "Зайка-зазнайка" Михалкова, "Украденное солнце" по Вольке-ру, "Один страшный день" Сотника, "Чудодейственная шляпа" Клицперы и др. Здесь работают режиссеры В. Томшовский, Е. Шмералова, А. Годек; актеры К. Рихтер, Ф. Сухомел, Г. Новачкова, Б. Фиссова, М. Швандова; среди молодых актеров Ян Фалтынек, Р. Мала. В ЧССР есть также Т. д. д. в городах Остраве (рук. Л. Элиаш), Брно (рук. Л. Плева), Братисла-ве (рук. Я. Канош). В ГДР 5 специальных Т. д. д. (1965). Ведущее место занимает берлинский центр. детский "Т-р Дружбы", основанный режиссером Г. Ро-денбергом в 1950 (первый спектакль "Ты настоящий парень" Вангенхейма в пост. Роденберга). Директор и худ. рук. этого т-ра в наст. время-И. Роденберг. Т-р ставит пьесы для школьников младших, средних и старших классов: "Матросы из Каттаро" Вольфа, "Наш маленький трубач" по Готше, пьесы Шекспира, Мольера и др. классиков, "Терем-теремок" Маршака, "Красная шапочка" Шварца и др. В труппе т-ра-К. Урбан, И. Фукс, Остенберг, В. Шмидт и др. В ГДР существует также т-р "Молодая гвардия" в Дрездене (рук. Р. бютнер) и старейший в ГДР Т. д. д. в Лейпциге (гл. реж. Г. Д. Шмидт). Детские муз. спектакли занимают большое место в репертуаре лейпцигского "Т-ра молодого мира". Здесь пост. детские муз. комедии Г. Д. Шмидта и 3. Тифензе (рук. муз. части т-ра)- "Сказка о старом трамвае "Тереза"", "Домик зверей", "Адриан и красный автомобиль", "Квартет с боевиками" и др. Постоянные Т. д. д. существуют в Болгарии (с 1945 т-ром руководит реж. Л. Тодорова), в Румынии (гл. реж. И. Люциан), Югославии (гл. реж. Д. Маркович) и др. странах социализма. На Кубе создана Нац. ассоциация театров для детей и юношества, к-рую возглавляет Н. Бадна. При ассоциации созданы 4 группы (по 10-15 чел.), к-рые обслуживают детское население Кубы. В бурж. странах, ввиду отсутствия финансовой поддержки со стороны гос-ва, постоянных, стационарных Т. д. д. не существует. Но число передвижных трупп и отдельных пост. для детей за последние годы значительно увеличивается. Уже в 1920 в Дании, на родине X. К. Андерсена, была создана передвижная "Сцена для школьников" (руководит спектаклями для младших классов И. Юул, для старших школьников- Б. Му), где ставились сказки Андерсена, "Три мушкетера" по Дюма, сцены из произв. классич.драматургии. 4 передвижные труппы обслуживают детей Англии (руководитель К. Дженнер). В 1945 в Нидерландах организована передвижная труппа балета для детей "Скапино" (Амстердам, рук. Г. Снюк). В спектаклях этого т-ра действует озорной конферансье Скапен, или Скапино, комментирующий происходящее на сцене. В 30-е гг. в Париже существовал передвижной т-р "дяди Себастьяна", организованный энтузиастом и знатоком детского т-ра Л. Шансе релем (он же исполнял роль дяди Себастьяна). Шансе рель развивал жанр комедии масок (комедия дель арте), создавая импровизационные спектакли. В Париже популярность получил также Детский передвижной т-р, к-рым руководит реж. А. Лион (в репертуаре: "Плюфф - маленький фантом", "Принцесса Турандот" и др.). В нек-рых Т. д. д. на Западе (напр., в Ватиканском детском т-ре под рук. Р. Лаванья, Италия, Детском т-ре Стокгольма, рук. Э. Олениус) наряду с актерами-профессионалами в спектаклях участвуют актеры-любители и дети. В передвижном Детском т-ре Мадрида (реж. А. Манес) для детей ставятся спектакли типа ревю с обязательным "боем быков" и осовремененные сказки ("Красная шапочка" и др.). В США спектакли для детей в основном ставят учителя и студенты. В ФРГ реж. Г. Госсман ставит в Нюрнберге в т-ре для взрослых спектакли-утренники для детей ("Эмиль и детективы", "Эмиль и близнецы." Кестнера и др.). В ФРГ имеется также передвижной театр "Сцена для юных" в Мюнхене (рук. 3. Иобст), ставящий спектакли для взрослых и для детей. На Фестивале детских т-ров в Париже в 1965 была создана Междунар. ассоциация т-ров для детей ("Аситеж" - Association internationale theatrae pour la jeunesse), президентом к-рой избран Д. Тейлор (Англия), вице-президентом К. Шах-Азизов (СССР), генеральным секретарем Роз Ма.ри Мудуэс (Франция). Ассоциация совм. с Центр, детским т-ром и "Т-ром Дружбы" (ГДР) провела интернациональный фестиваль Т. д. д. в Берлине (1966). Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр для детей, М., 1925; Б p я н ц е к А., Театр юных зрителей, "Жизнь искусства", 1927, ј 8; Театр юных зрителей. 1922-1932, Л., 1932; Макарьев Л., Государственный театр юных зрителей. Задачи и организация. Л., 1929; Московский театр для детей. Сб. статей, М., 1937; БруштейнА. Я., Советский театр для детей, М., 1946; Театр для детей, М., 1955; Гозенпуд А., Театр для детей, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, M., 1954-61; Сац Н.. Дети приходят в театр. М., 1961. Бор. Е.