О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ

"ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОКТЯБРЬ" - название программы, выдвинутой В. Э. Мейерхольдом в 1920. Осн. задачами этой программы были: переоценка всех театральных ценностей на основе завоеваний Октября и немедленная политич. активизация т-ра. Подвергая резкой критике бурж. т-р, его аполитичность, "Т. О." призывал к созданию нового революционного т-ра, широко использующего приемы и традиции нар. и площадного т-ра, отвечающего вкусам массового-зрителя. "Т. О." утверждал, что для осуществления этих идей необходимо тесное общение с самодеятельным т-ром (рабочим, крестьянским, красноармейским), к-рый должен обновить проф. т-р, призывал к коренной ломке установленных форм т-ра, поискам новых приемов сценич. выразительности (в актерской игре, решении сценич. пространства, архитектуре театр. здания и т. п.). Проводником идей "Т. О." стал Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса, с момента назначения Мейерхольда его заведующим (1920). Сценич. выражение идеи "Т. О." получили в деятельности Театра РСФСР 1-го, возглавляемого Мейерхольдом. Преследуя цели политич. активизации репертуара, этот т-р не только ставил новые пьесы, но и решительно насыщал актуальными политич., в т. ч. и остро-злободневными темами произв. классич. драматургии. Программными спектаклями "Т. О.", стали постановки Т-ра РСФСР 1-го - "Зори" Верхарна и "Мистерия-Буфф" Маяковского. Программа (Т. О.", выдвигавшая требование политич. активности театр. иск-ва, сыграла значительную роль в истории сов. т-ра. Но эта программа, и в особенности ее практич. осуществление, содержали ряд ошибочных положений - недооценка культурно-художественного наследия (выразившаяся, в частности, в нетерпимом отношении к академич. т-рам), стремление административно решать творч. вопросы, преувеличение значения самодеятельного т-ра, как источника воздействия на т-р профессиональный, формалистич. увлечения, получившие наиболее яркое выражение в безоговорочном утверждении сценич. конструктивизма, в тенденции к схематизму и т. д. П'. М.