О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТЕАТРЫ БУЛЬВАРОВ

ТЕАТРЫ БУЛЬВАРОВ (Theatres des boulevards) - т-ры в Париже, расположенные на бульварах, разбитых в 17-18 вв. на месте прежних крепостных валов. Преемственно связаны с ярмарочными т-рами 17-18 вв. Строительство первых Т. б. было предпринято в сер. 18 в. антрепренерами ярмарочных т-ров. Первый т-р был открыт Ж. Б. Николе в 1759 на бульваре Тампль. Вначале здесь выступали актеры балаганных жанров - акробаты, канатоходцы, дрессировщики и др. В 1764 Николе основал "Т-р де гран дансер дю руа", где ставил гл. обр. пьесы Г. Таконне. В 1769 H. M. Одино открыл т-р "Амбигю комик", Л. Леклюз - в 1778 т-р "Забавное варьете". Правящие круги стремились идейно ограничить массовый нар. т-р, насаждать в нем грубое шутовство, цензура запрещала ставить лит. пьесы. Но все же в пантомимах, парадах, арлекинадах, феериях, в комедиях-водевилях и комнч. онерах - осн. жанрах Т. б. 18 в.- звучало жизнерадостное свободомыслие, осмеивались нравы высших сословий, сочувственно изображались люди из народа. Борьба Т. б. против монополий и привилегий придворных т-ров подготовила бурж.-демократич. реформу театр. дела во Франции (декрет о свободе т-ров, принятый Законодательным собранием в 1791). Во время франц. бурж. революции конца 18 в. в Т. б. сформировались жанры мелодрамы и водевиля, ставились патриотич. спектакли. С сер. 18-1-й пол. 19 вв. на т. Н. больших бульварах Бомарше, Тампль, Сен-Мартен, Бон-Нувель, Монмартр и др. возникли т-ры: "Гете", "Порт-Сен-Мар-тен", "Фюнамбюль", "Олимпийский цирк", "Фол и драматик", "Жпмназ", "Ренессанс" и др., успешно конкурировавшие с привилегированными т-рамп. В деятельности Т. б. проявилось влияние прогрессивных оппозиционных правительству обществ, настроений (особенно в 30-е гг. 19 в.). Помимо мелодрам и водевилей, в Т. б. ставились произв. драматургов-романтиков В. Гюго, А, Дюма-отца, трагедии К. Делавиня, социальные мелодрамы Ф. Пиа, Ф. Сулье, драмы О. Бальзака. С Т. б. связано творчество выдающихся актеров демократич. т-ра Ж. Б. Г. Дебюро, Фредерика-Леметра, М. Дор-валь, П. Бокажа и др. После поражения революции 1848 в репертуаре этих т-ров получили преобладание буржуазно-охранит. тенденции. Во 2-й пол. 19 в. ставились бытовые пьесы на сюжеты из совр. жизни, построенные гл. обр. на любовных перипетиях. Эти пьесы получили назв. "бульварных" пьес. В конце 19 - нач. 20 вв. сформировалось творчество видных актеров, нередко поднимавшихся до высокой сатиры, до блестящих зарисовок нравов. В 20 в. парижские Т. б. стали обычными коммерч. т-рами. В них выступают разл. труппы, арендующие помещения для пост. какой-либо одной пьесы. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, тт. 2,3, M., 1957, 1960; Albert M., Les theatres des boulevards (1789-1848), P., 1902; Beau lieu H., Les theatres du Boulevard du Crime, P., 1905; Ca i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906.