О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БЕЛЫЙ

БЕЛЫЙ, Андрей (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) [14(26). X. 1880, Москва,-8. I. 1934, там же] - русский писатель, поэт и прозаик. Один из крупнейших теоретиков символизма. Род. в семье профессора математики. Окончил естественное отделение физико-математич. ф-та Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. В 1898 сочинил драму-мистерию "Антихрист" (отрывки "Пришедший" и "Пасть ночи" опубликованы в 1903 и 1908), в к-рой выразил ожидание конца старого мира, грядущего обновления жизни. Эта тема становится затем центральной для всего творчества Б., ложится в основу его общей теории иск-ва. Б. сознает упадок гуманизма и культуры в бурж. обществе ("Об итогах развития нового русского искусства", 1907), остро ощущает кризис европейской цивилизации, где царит "материализация внешних условий жизни" ("Арабески", М., 1911, с. 169). Цель иск-ва, по Б.,- борьба с духовными устоями бурж. общества ("Кризис сознания и Г. Ибсен", 1910). Но иск-во определяется Б. как область свободы от жизни, где, побеждая рок, т. е. внешнюю необходимость, человек подготавливает себя для творчества действительности. В этом смысле наиболее эффективна драма, театр. Основной тенденцией совр. ему рус. т-ра Б. считает стремление к разрушению границ иск-ва, проявляющееся в попытках возродить формы мистериального и античного т-ра, насытить социальную драму (Ибсена, Чехова и др.) символистским миропониманием. Последнее представляется Б. единственно верным, но практически недоступным путем, поскольку логика быта и метод символистского мышления трудно совместимы и режиссеры обычно заслоняют символизм бытом или подавляют актера. Б. считал, что т-р переживает историч. кризис, -как и культура в целом. Символизм представляется Б. новым этапом романтизма, порожденным революционным движением эпохи. Он стремится рассматривать символизм как искусство социальное, лишенное мистической подоплеки. Однако эстетика Б. открыто враждебна материализму. Область развития идей и художественных форм Б. противопоставляет общественной борьбе, исторической практике, развитию самого материального мира. Этим определялось искаженное восприятие Б. событий рус. революции, что нашло отражение в его произведениях (роман "Петербург", 1913-16, и др.) и литературоведческих работах. Б. остался на символистских позициях и в сод. время. Так, его статья "Гоголь и Мейерхольд" (1927), посв. постановке "Ревизора" в Т-ре им. Вс. Мейерхольда, снижает остроту и социальную конкретность гоголевской сатиры и содержит нападки на реалистич. традиции русского т-ра. В 1925 на сцене МХАТа 2-го была пост. инсценировка романа Б. "Петербург", в к-рой, как писала критика (А. В. Луначарский, П. А. Марков и др.), идейные недостатки произведения выступили еще более резко. Значительный интерес в этом спектакле представляло собой только исполнение роли сенатора Абле-ухова М. А. Чеховым, сумевшим достигнуть в своей игре тонкой психологичности и глубокого трагич. обобщения. Соч.: Сборники: Символизм, М., 1910; Арабески. Книга статей, М., 1911; На перевале, М., 1918; Поэзия слова, М., 1922.