О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Та Тб Тв Тг Тд Те Тж Тз Ти Тй Тк Тл Тм Тн То Тп Тр Тс Тт Ту Тф Тх Тц Тч Тш Тщ Тъ Ты Ть Тэ Тю Тя
 

ТИК

ТИК (Thieck), Иоганн. Людвиг (31.V.1773-28.IV. 1853) - нем. писатель, драматург, театр. деятель. Получил университетское образование в Галле и Гет-тингене (1792-94). В 1794 в Берлине начал лит. деятельность. Выходец из среды мелкой буржуазии (род. в семье ремесленника), Т. был выразителем взглядов нем. бюргерской интеллигенции, отшатнувшейся в 1793 от Франц. революции. В 1799 примкнул к иенскому кружку т. н. "старших романтиков" (бр. А. В. и Ф. Шлегели, Новалис). В 1800 псле распада группы "иенцев отошел от романтизма, занимался эстетикой и литературоведением. К 1811- 1823 относятся работы Т. по театр. эстетике. В них Т. переходит на реалистич. позиции. С 1819 жил в Дрездене, где занимался театр. критикой. В 1825-41 был постоянным драматургом и одним из руководителей Дрезденского придворного т-ра. В 1842-47- режиссер Берлинского придворного т-ра. Драматургия Т. относится к романтич. периоду его творчества. Две первые пьесы - "Взятие Бастилии" и "Алламадин"-написаны в 1790-91. В 1797-98 написал 4 романтич. пьесы-сказки (пост. в Берлине в 1844-46): "Синяя Борода", "Кот в сапогах", "Свет наизнанку", "Принц Цербино, или Путешествие за истинным вкусом". Пьесы-сказки Т. воплощают принцип романтич. иронии, выражающей идеалистич. тезис И. Канта, по к-рому иск-во (в том числе и театр) является прихотливой игрой человеческого ума и изменчивая форма прикрывает иллюзорное содержание (театр - это "игра ради игры"). Сюжет романтич. комедий Т. зыбок, действие разорвано, автор умышленно нарушает сценич. иллюзию, образы действующих лиц схематичны, символичны. Пьесы-сказки Т. жестоко и остроумно высмеивали мещанскую драму А. В. Иффланда и А. Коцебу, возводивших в добродетель политич. и нравственное убожество нем. филистеров. К 1799 относится романтич. трагедия Т. "Жизнь и смерть св. Геновевы", в к-рой, как и в драме "Император Октавиан" (1804), присутствуют элементы эпоса и черты т. н. "трагедии рока": религиозно-мистич. мотивы, видения, символы. Последняя романтич. сказочная драма Т.-"Фортунат" (1815). В своей театр. эстетике Т. был близок реализму. Он развивал взгляды Г. Э. Лессинга и следовал по пути Гамбургского т-ра времен Ф. Л. Шредера. Т. отвергал франц. и веймарский классицизм. Он противопоставлял классицистам т-р Сервантеса и т-р Шекспира. К 1811-23 относятся исследования Т. по истории исп. и староангл. т-ра. В 1812 вышел сб. статей Т. "Фан-тазус", в 1823-25 написаны "Введение в изучение Шекспира" и "Драматургические листки" (1827). Т. был известен также как талантливый переводчик Шекспира. В своей театр. практике в дрезденском и берлинском т-рах Т., следуя Шредеру, стремился к естественности и простоте на сцене, утверждал, что т-р должен отражать правду жизни, а в основе актерского искусства лежит единство чувства и разума. Т. требовал от актера естественного поведения на сцене. Идеалом актера для него был "великий Ф. Л. Шредер" (по мнению Т.-от него пошла нем. сценическая школа),. высоко ценил Т. также романтического актера Ф. Флекка, отмечая его сценический темперамент и правду чувств. Т. стремился демократизировать нем. т-р, привлечь широкого зрителя, слить зрительный зал со сценой. Он выдвигал проект коренной реформы сценич. площадки в духе античного или шекспировского т-ра, отрицал театр. эффекты (новелла "Молодой столяр", 1836), предлагал возродить существовавшее во времена Шекспира деление сцены на три игровые точки (передняя" задняя и верхняя сцена), упразднить первый занавес, разобщающий публику со сценой, ввести дневное освещение сцены, использовать в качестве декораций колонны, сукна, ковры (так был пост. "Сон в летнюю ночь" Шекспира в Потсдамском придворном т-ре в 1843). Особое значение Т. придавал актерскому ансамблю, считая что без него не может быть подлинной художественности спектакля. Театр. реформы Т. оказали влияние на нем. режиссуру 30-40-х гг. 19 в. (К. Иммерман и др.) и особенно на т-р 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. (Мейнингенский т-р, т-р М. Рейнхардта), а романтич. пьесы-сказки подготовили театр. опыты-символистов 20 в. С о ч.: Dramaturgische Blatter, Lpz., 1852; Tiecks Werke, Bd 1-3, В.Lpz.-W., [1892]; в рус. пер. - "Кот в сапогах", "Любовь к трем апельсинам". П., 1916; Немецкая романтическая повесть, т. 1-2, М.-Л., 1935. Лит.: Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brussel, 1897; D г ас h E., L. Thiecks Buhnenreformen, B." 1909; Gro? E., Die altere Romantik und das Theater" Lpz., 1910. Г. Гур.