О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Уа Уб Ув Уг Уд Уе Уж Уз Уи Уй Ук Ул Ум Ун Уо Уп Ур Ус Ут Уу Уф Ух Уц Уч Уш Ущ Уъ Уы Уь Уэ Ую Уя
 

УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от ouvrir - открывать) - 1) Вступит, оркестровый номер к опере, балету, оперетте, оратории, кантате, драм. пьесе. Задача У.- подготовить восприятие последующего действия. На раннем этапе развития оперы У. была небольшим инструмент, вступлением, сосредоточивавшим внимание зрителей ("Орфей" Монтеверди). К концу 17 в. определились два типа У.: а) франц. У., в к-рой оживленная основная часть предварялась медленным величавым вступлением, иногда повторявшимся в конце, б) птал. У. из 3 частей (крайние - быстрые, энергичные, средняя - медленная, певучая). В последней трети 18 в. в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини устанавливается класспч. тип одночастной У., использующий драматически действенную сонатную форму. Классич. У. либо вводит в общую атмосферу оперы ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все" Моцарта, "Севильский цирюльник" и др.), либо обобщенно раскрывает ее идейно-эмоц. содержание ("Аль-цеста" Глюка). Эта задача определила непосредственные интонационно-тематич. п драматургнч. связи У. с самой оперой (У. к операм "Ифигення в Авлиде" Глюка, "Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). Этот процесс усиливается у Бетховена (У. "Леонора" ј 2 и ј 3 - две У. к опере "Фиделпо"), еще более - у Вебера (У. к операм "Вольный стрелок", "Эврпанта", "Оберон"), а затем у Вагнера (У. к операм "Летучий голландец", "Тангейзер"). Одновременно выявилась специфика У. как произв., законченного по концепции, с динамичным концентрированным развитием и подчеркнутой характерностью образов, отражающих ее театр. природу. Выдающиеся образцы класспч. У. к драм. пьесам: "Эгмонт" и "Кориолан" Бетховена, "Сон в летнюю ночь" Мендельсона к однопм. комедии Шекспира, "Князь Холмский" Глинки к однопм. трагедии Кукольника, "Король Лир" Балакирева к трагедии Шекспира. В жанре компч. оперы и оперетты большое распространение получили У. типа попурри. С сер. 19 в. композиторы все чаще стали заменять развернутую оперную У. классич. типа более лаконичной У.-вступлением (интродукцией, прелюдией). Мн. У.-вступления фиксируют внимание слушателей на какой-то важной мысли, образе, состоянии (У. к операм "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера, "Травиата", "Риголетто"; "Чародейка", "Иоланта" Чайковского). Иногда они являются вступлением к первой картине оперы (У. к тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). В ряде случаев У.-вступления строятся на ярком сопоставлении неск. важных муз. образов (У. к операм "Аида", "Кармен", "Пиковая дама"). С конца 19 в. нек-рые оперы пишутся без У. ("Фальстаф" Верди, оперы Пуччини и др.). В рус. музыке ранние образцы У. создали E. И. Фомин (к опере "Ямщики на подставе", мелодраме "Орфей"). Основополагающее значение для развития этого жанра имели увертюры Глинки к операм "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Мусоргский использовал во всех своих операх тип У.-вступления. Разнообразны по типу, форме, масштабу У. в операх Чайковского и Римского-Корсакова. 2) Самостоятельная концертная оркестровая пьеса. Жанр концертной У. получил широкое распространение в европ. музыке с начала 19 в. Мн. из них написаны на программы, взятые из театр.-сценич. произв. ("Король Лир" Берлиоза, "Фауст" Вагнера, "Гроза", "Ромео и Джульетта", "Гамлет" Чайковского). Распространенными видами* концертной У. являются также У. на нар. темы, особенно многочисленные в рус. и сов. музыке ("Испанские увертюры" Глинки, "Увертюра на три русские темы", "Русь", "В Чехии" Балакирева, две У. на греч. темы Глазунова, "Дружба народов" Глиэра, "Русская увертюра" Будашкина и др.) и торжественные У. ("1812 год" Чайковского, "Академическая торжественная" Брамса, "Праздничная" - у Шостаковича, Арутюняна, Будашкина и др.). Лит.: Botstiber H., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913; А с а ф ь е в Б. В., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, [М.], 1947; его же, Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в его кн.: Избранные труды, т. 1, М., 1952. ?, Бр.