О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Уа Уб Ув Уг Уд Уе Уж Уз Уи Уй Ук Ул Ум Ун Уо Уп Ур Ус Ут Уу Уф Ух Уц Уч Уш Ущ Уъ Уы Уь Уэ Ую Уя
 

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ (с т у д e н ч е-с к и e) - одна из наиболее распространенных форм любительского (самодеятельного) т-ра. История зарождения и развития этих т-ров связана с конкретными условиями нац. театр. культуры и нар. образования данной страны. В ряде стран движение У. т. основывалось на традициях школьных театров и предвосхитило создание нац. драматургии и проф. т-ра (Румыния - спектакли в Греческой академии в Бухаресте в нач. 19 в., Чехия - спектакли в Пражском ун-те 16-17 вв.). В России первый У. т. был создан в 1757 при Моск. 'ун-те (см. Университетский театр) поэтом и драматургом M. M. Херасковым. Этот т-р оказал значит. влияние на развитие рус. нац. драматургии и проф. актерского иск-ва. Деятельность моек. У. т. характерна и для целого ряда студенч. т-ров в России, хотя в др. городах эти т-ры организовывались, когда проф. т-ры уже были созданы и значение студенч. т-ров в связи с этим не было столь значительно. Совр. У. т. различны по своей .худ ож. направленности, жанру, характеру репертуара, проф. уровню. Специфика деятельности У. т.-текучесть его актерского состава, создающая особые трудности для воспитания актерского ансамбля. Большинство совр. У. т. ставит своей целью активное участие в общественной жизни страны; У. т. стремятся пробуждать у молодежи инициативу, гражданственность, развивать ее худож. вкус. Успех этих т-ров основан на свежести восприятия и непосредственности актерской интерпретации, на актуальности репертуара. Пользуясь всем разнообразием средств выразительности, т-ры ищут новые приемы сценич. иск-ва. Руководят У. т. чаще всего проф. актеры или режиссеры. Проводятся смотры и фестивали У. т. (регулярно-в Англии, Польше, Сов. Союзе и др. странах), они участвуют в международных фестивалях (Монако, 1956; Парма, 1959; Венеция, 1960; Загреб, 1961, 1965; Брюссель, 1963; Бухарест, 1964; Эссен, 1965; Париж, 1965; Нанси, 1966), выступают на Всемирных фестивалях молодежи и студентов, гастролируют по своей стране и за границей. Студенч. т-ры в капиталистич. странах, в отличие от проф. коммерч. т-ров, не зависят от кассовых сборов, поэтому имеют возможности для экспериментов: они ставят пьесы молодых драматургов, ведут поиски в области сценич. решений. Популярностью пользуются спектакли У. т. Англии и США (Театр. общество им. К. Марло Кембриджского ун-та, осн. в 1855; Оксфордский студенч. т-р, осн. в 1885; Т-р Колумбийского ун-та, осн. в 1954, и др.), а также студенч. т-ры в др. странах: У. т. в Падуе, осн. в 1910; Студенч. драматич. клуб при Токийском ун-те, осн. в 1924; Студенч. т-р в Хельсинки, осн. в 1926. Студенч. т-ры социалистич. стран пользуются постоянной материальной поддержкой высших учебных заведений. Наибольшее распространение получили за последние годы драматич. и эстрадно-сатирич. студенч. т-ры. Среди них: Студенч. т-р сатириков Польского союза студентов (СТО), осн. в 1954; Сатирич. т-р Гданьского политехнич. ин-та "Бим-Бом", осн. в 1955; т-р "Гилд", Бирмингем, осн. в 1959; У. т. Сантоса, осн. в 1961; труппа "Аквариум" при Высшей нормальной школе, Париж, осн. в 1964; Т-р католич. ун-та, Сан-Паулу, осн. в 1965, и др. У. т. иногда организуются как музыкальные, балетные или цирковые (Молодежный балет Бразилии, осн. в 1945; студенч. цирк "Тралябомба" в Гданьске, осн. в 1958). Репертуар студенч. т-ров складывается из нац. драматургии, мировой классики и современных пьес. Они обращаются к пьесам, редко идущим в нац. т-рах: произв. Гарсиа Лорки (1957, Студенч. т-р Колумбийского ун-та), Л. Пиранделло (1958, студенч. т-р Райли Смита, Лидс), "Облако в штанах" по Маяковскому (1959, "Т-р треугольной сцены", Познань), "Портрет человекоубийцы" - лит. монтаж из высказываний А. Эйхмана (1962, т-р "Внимание, 61!", Гданьск), "Представление о Рудольфе Гессе, враге человечества" (1964, Студенческий т-р сатириков), "Я - Брехт" (1965, Студенч. т-р Центр, ун-та Венесуэлы). В числе деятелей проф. т-ра, начинавших свой творч. путь в У. т.,-англ. реж. Т. Ричардсон, фин. реж. M. Лассила, польский реж. и драматург Е. Маркушев-ский, итал. актер M. Мастроянни и др. В Сов. Союзе студенч. т-ры пользуются большой популярностью. Такие коллективы существуют в большинстве высших учебных заведений (Студенч. г-р Моск. инженерно-строительного ин-та, осн. в 1934; сатирич. коллектив Моск. авиационного ин-та "Телевизор", осн. в 1957). Студенч. т-ры существуют в Томске, Тарту, Челябинске, Казани и др. городах. Б Харькове создан межвузовский гор. студенч. т-р. Спектакли т-ра Моск. ун-та (гл. реж.- С. И. Юткевич)-"Такая любовь" Когоута (1958), "Дневник Анны Франка Хакетта и Гудрич (1962), "Карьера Артуро Уи" Брехта (1964)-возродили лучшие традиции У. т. В 1966 в Москве был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль студенч. эстрадных т-ров. Своеобразным У. т. является сатирич. Интернациональный т-р Московского ун-та (осн. в 1961), ставящий драм. и кукольные спектакли, эстрадно-танц. концерты, пантомимы (исполнители - иностранные студенты, обучающиеся в Москве). Лит..- "Theatre et universite" Nancy, 1966, .No б, 7. В. Ю.