О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФАБР

ФАБР (Fabre), Эмиль (24.III.1869-25.IX.1955) - франц. драматург, театр. деятель. В нач. 90-х гг. принимал участие в организации "Свободного т-ра" (Марсель), в к-ром по примеру "Свободного т-ра" Антуана стремился воплотить сценпч. принципы Золя. Ф. полемически противопоставлял свои пьесы совр. адюльтерно-салонной драматургии, ставил в них значит, экономич. и социальные проблемы. Ранняя комедия Ф. "Деньги" (1895, "Свободный т-р", Париж) рисует характерные черты бурж. семьи, хищническую, циничную жажду обогащения. В комедии "Общественная жизнь" (1901, т-р "Ренессанс") и драме "Победители" (1908, Т-р Антуана, реж. и исполнитель гл. ролей Ф. Жемье) Ф. раскрывает лживую сущность бурж. демократии, обличает беспринципную борьбу за власть. Навеянная панамским скандалом пьеса "Позолоченное чрево" (1905, т-р "Одеон") показывает механику финансовых операций биржевых дельцов, погоню за наживой, к-рая приводит к разорению и гибели тысячи людей. Пьеса "Саранча" (1911, т-р "Водевиль") разоблачает легенду о "цивилизаторской миссии" белых людей, показывает преступление франц. колониальных властей во Вьетнаме. В пьесе "Крупный буржуа" (1914, Т-р Антуана) Ф. создал резко обличительный образ дельца. В своих произв. Ф. широко использовал натуралис-тич. принцип "научной" документальности (газетные статьи, статистич. сводки, парламентские отчеты и т. д.), что придавало им черты иллюстративности, хроникальность. В стличие ст последовательных натуралистов, Ф. не пассивный наблюдатель, а публицист, пьесы его открыто тенденциозны. Но, резко разоблачая буржуазию, Ф. не видел обществ, силы, способной противостоять коррупции правящих верхов. Не принимая идеи коренного обществ, переустройства, Ф. боялся революц. подъема масс. В его пьесах преобладают мрачные пессимистич. тенденции. Ф. инсценировал романы О. Бальзака "Жизнь холостяка" (1905, т-р "Одеон", реж. и исполнитель роли Филиппа Бридо - Ф. Жемье) и "История величия и падения Цезаря Биротто" (под назв. "Цезарь Биротто", 1910, Т-р А-нтуана). В 1913-36 руководил т-ром "Комеди Франсез". Был почетным председателем Общества драматургов и композиторов. Соч.: Theatre, v. 1-5, Р., 1920-29; в рус. пер.- "Позолоченное чрево", М., 1907; "Хищница" (есть четыре перевода: 1904, 1937, 1938, 1957, под назв.: "Полковник Бридо", "Хищница", "Омут", "Тимон Афинский", Одесса, 1908, ли-тогр., "Саранча", Л.- М., 1959) см. послесловие Финкель-штейн Е. Л., Эмиль Фабри и его пьесы); La litterature et les arts contemporains..., 1910; Souvenirs, "Exelsior", 1933, 27 aout; La Comedie Francaise, P., 1942. Лит.: Sorel E., Essai de psychologie dramatique..., P., 1910; Thalasso, Le theatre libre, 1909. E. Ф.