О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Фа Фб Фв Фг Фд Фе Фж Фз Фи Фй Фк Фл Фм Фн Фо Фп Фр Фс Фт Фу Фф Фх Фц Фч Фш Фщ Фъ Фы Фь Фэ Фю Фя
 

ФАРС

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками) - вид нар. т-ра, получивший распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в своих истоках с нар. обрядами и играми, Ф. имел в каждой стране национально своеобразный характер. Один из путей формирования Ф.- проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление (см. Мистерия). Одновременно Ф. складывался как самостоят, жанр, составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан: камер риторов, "братства, шутовских обществ. Демократич., массовый площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством нар. иск-ва, реалистич. конкретностью в воспроизведении жизненных явлений. Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, ученый-педант, сварливая жена и т. д.), лишенные индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. В Ф. грубовато, но весело изображались семейные неурядицы, осмеивались глупость, хвастовство, широко использовались приемы внешнего комизма (драки, перебранки и т. п.). Ф. были насыщены буффонадой, исполнены презрения к высшим сословиям и феодально-религиозной морали; в них резко обличалась феодальная военщина, распутство монахов, мошенничество чиновников, сочувственно изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отчетливо проявились черты бюргерской идеологии - циничное прославление плутовства, бюргерской деловой изворотливости, насмешливо-недоброжелательное отношение к крестьянам. Наибольшую известность получили франц. Ф.- "Лохань", цикл Ф. об адвокате Патлене и др. Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на развитие демо-кратнч. направления во франц. актерском иск-ве (Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой итал. комедии делъ арте\ англ. Ф. (интерлюдия) нашел претворение в комедиях Шекспира; исп. Ф.- в одноактных пьесах (пасос) Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение в творчестве Г. Сакса. Приемы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр бурж. коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних комич. приемах. Однако фарсовая буффонада окрашивает мн. остро сатирич. произведения. Это особенно проявилось во франц. драматургии ("Король Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923, "Топаз" Паньоля, 1928, и мн. др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в пьесах Б. Брехта "Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1948). Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три фарса об адвокате Пателене.М., 1951; Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au Moyen age, pt. 2. Les comediens, P., 1885.