О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХИНДИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

ХИНДИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - театр и драматургия народов Индии, говорящих на хинди. Драматургия хинди развивалась на основе лит-рЫу имевшей многовековую традицию. Как и драматургия на др. новоиндийских языках, она целиком восприняла классич. схему построения санскритской драм ы, предписанную трактатом "Натьяшастра". К нач. 2-го тыс. санскритская драма и т-р пришли в упадок и драма превратилась в лит-ру для чтения. Драматургия хинди представляла собой инсценировку эпизодов эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". В позднее средневековье (15-18 вв.) идеи реформаторского антибрахманского и антикастового движения находят выражение в пьесах: "Манас" (1574), "Драма о Хану-мане" (1623), "Ананд из рода Рагху" (1700), а также в переложении классич. образцов, напр. "Сказание о Шакунтале". В этих стихотворных пьесах действующие лица произносят авторский текст (ремарки также передаются в авторской речи). Во 2-й пол. 19 в. в пьесах драматурга Б. Харишчандры впервые появляются сюжеты и темы, в какой-то мере отражающие совр. жизнь. Драматургия Харишчандры характерна для классицистского периода, когда возросло национальное самосознание и была создана совр. оригинальная драматургия, в к-рой нац. традиции органически сочетались с новыми идеями, с новыми драматур-гнч. формами. Творчество драматурга Дж. Прасада знаменует начало романтич. периода. Драматургии 30-40-х гг. присуща реалистич. направленность. С нач. 20 в. и до 40-х гг. ведущее место занимают исторнч. пьесы и пьесы 'на мифологич. сюжеты, к-рым часто придается совр. осмысление. В период подъема нац.-освободит. движения драматурги Дж. Прасад ("Скан-дагупта", 1928, "Чандрагупта", 1929), У. Бхатт ("Победа Сагара"), Р. Варма ("Глаза Притхвираджа"), X. Преми ("Повязывание ракхи", 1934), С. Говинд-дас ("Харша") и др. использовали сюжеты из истории героич. борьбы народа Индии. В 30-е гг. в произв. Л. Мишры, Говинддаса, У. Ашка ("Перед бурей") появляется совр. герой. Действ, лицами являются представители разных социальных слоев и групп населения, в пьесах отражается политич. борьба партий и религиозных общин. В 30-х гг. зарождается психоло-гич. драма (Л. Мишра), отразившая настроения страха и растерянности части инд. интеллигенции, выдвигается идея индо-мусульманского единства. Подъем нац.-освободит, движения в нач. 40-х гг. способствовал появлению гражданской патриотич. драматургии и т-ра. С 70-х гг. прошлого века и до сер. 2-го десятилетия 20 в. т-р находился в руках предпринимателей парсов (см. Парсов театр) и был превращен в развлекательное зрелище. С развитием кино т-р приходит в упадок. Драматурги снова пишут пьесы только для чтения, с 30-х гг. т-р хинди сохраняется как любитель-скип (гл. обр. студенч. коллективы). В нач. 40-х гг. возникает Ассоциация народных театров Индии (ИПТА), для к-рой писали Ашк, X. А. Аббас, К. Чан-дар и др. Нар. т-ры ставят социальные, злободневные пост., посв. антиимпериалистич. и антифеодальной борьбе. Они разрабатывали темы солидарности с народами стран, борющихся против фашизма за свое освобождение, позже возникает тема борьбы за мир. В 50-е гг. в ряде городов создаются полупроф., полу-любгельские коллективы, среди них - "Хиндустани тиэтр" в Дели (создан драматургом М. Мишрой). Здесь пост. "Шакунтала" Калидасы, "Глиняная повозка" Шудраки, как нар. представление наутанки, и др. Значит, место в театр. жизни Сев. Индии в 40-е гг. занимает труппа Капура Притхвираджа, здесь ставились пьесы, посв. индо-мусульманскому единству ("Патхан", "Стена", "Художник" и др.). После провозглашения независимости страны (1947) правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие т-ра и драматургии. В 1953 создана Индийская академия музыки и драмы. В задачу этой о ргани-зации входит поощрение творчества драматургов, подготовка актеров и режиссеров. При академии создан Нац. ин-т драмы, руководимый педагогом и режиссером И. Алькази. Ин-т готовит руководителей театр. коллективов при колледжах и для любительской сцены. Здесь ставятся произведения инд. классич. драматургии и пьесы Л one де В era, У. Шекспира, А. П. Чехова, Ж. Ануя, Э. Ионеско. В 60-х гг. любительская оперная труппа в Дели пост. муз. драмы Шейлы Бха-тип - "Зов долины", "Притхвирадж Чаухан", "Сонни Махпваль". В "Хиндустани тиэтр" пост. в эти годы пьесы Б. Брехта и совр. драматургов хинди Ашка, Вармы, Бхатта, к-рые пишут в популярном в Индии жанре одноактной пьесы. В пьесах совр. драматургов в центре внимания - человек с его сложным внутренним миром, его характер раскрывается через поступки и взаимоотношения с людьми разных классов и судеб. Большое значение в театр. жизни народов, говорящих на хинди (в городе и деревне), имеют нар. представления - мистерии рам лила и раслила, ярмарочные фарсы и т-р кукол раджастханских марионеток (см. Индийский театр и драматургия). Лит. (на яз. хинди): Х а з а р и п р а с а д Д в и-в е д и, Хинди Натак, Дели, [б. r.j; Д ж а я н а т х Н а -л и н. Хинди натаккар, Дели, 1952; С и н х Г а у р Ф., Хамаре лекхак, Аллахабад, 1954;ГуптаС., Хинди натак сахитья ка итихас, Амахабад, 1951; Mulk Raj Anand, The Indian theatre, L., [s. a.];Sangeet Natak Akademi. Report 1953-1958, New Delhi, [s. a.J; "Natraj", Jaipur, за 196D-64; Г а р г и Б., Театр и танец Индии, пер. с англ., М., 1963; Чаухан Ш., Очерк истории литературы хинди, пер., М., 1960; Литературы Индии. Сб. статей, М., 1958; П о т а-б е н к о С., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Новая история Индии, М., 1961; Новейшая история Индии, М., 1959; Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961; Вишневская Н.А., Индийская одноактная драма, М., 1964; Бабкина М. П., П о т а б е н к о С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Св. П.