О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ха Хб Хв Хг Хд Хе Хж Хз Хи Хй Хк Хл Хм Хн Хо Хп Хр Хс Хт Ху Хф Хх Хц Хч Хш Хщ Хъ Хы Хь Хэ Хю Хя
 

ХОР

ХОР (греч. )- обязательный коллективный участник др.-греч. спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч. драмы из обрядовых хоровых песен, исполнявшихся на сельских празднествах в честь бога Диониса, определяло участие X. в качестве действующего лица. Др.-греч. драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий: парод, cmacuMf иногда коммос и эксод,- в трагедии, пара-баса - в комедии. Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии неизвестно; у Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15 чел. X. в комедии состоял из 24 участников и был разделен на 2 полухория. Подбор и оплату участников X. брал на себя (4-5 в. до н. э.) хорег. Непосредств. подготовку X. к выступлению осуществлял хородида-скал (букв.- учитель хора). Роль X. в др.-греч. трагедии связана с ее общенар. характером: X. был призван выражать отношение зрителей к событиям пьесы, служить своеобразным "гласом народа". Таково назначение X. в "Персах" и в "Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях X. выступает одновременно и в качестве действ, лица. В этой функции X. особенно отчетливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила, а также в ранних комедиях Аристофана. С повышением интереса к индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии X. содержат обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии, но не имеющие прямого отношения к ее осн. идее. В поздних комедиях Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и танцами, не связанными с сюжетом комедии, разделяющими акты. Предпринимавшиеся в новое время попытки ввести X. в драм. произв. ("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобожденный Прометей" Шелли) не имели успеха. В. Я.