О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ша Шб Шв Шг Шд Ше Шж Шз Ши Шй Шк Шл Шм Шн Шо Шп Шр Шс Шт Шу Шф Шх Шц Шч Шш Шщ Шъ Шы Шь Шэ Шю Шя
 

ШАХОВСКОЙ

ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович [24. IV (5.V).1777-22.1(3.11).1846], князь,- рус. писатель, драматург, театр. педагог, режиссер. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те. В 1802 назначен членом Театр. к-та при Дирекции ими. т-ров. В 1803 был послан за границу для ознакомления с европ. т-ра-ми (гл. обр. французскими). До 1826 (с небольшими перерывами) руководил петерб. драм. труппой п театр. уч-щем. Член Российской академии (1810), лит. об-ва "Беседа любителей русского словам (1811-16). Ш. написал св. 100 драм. произв. (среди нихмн. вольных переводов и переделок для сцены). В 1810-20-х гг. пьесы Ш. и особенно его комедии занимали значительное место в репертуаре т-ров Москвы и Петербурга. Первая комедия Ш. "Женская шутка" (шла в 1795 в Петербурге) не сохранилась. Известность ему принесла комедия "Новый Стерн" (1805), полемически направленная против писателей-сентименталистов. Родоначальник русского водевиля, Ш. стремился насытить этот жанр патриотическими идеями, сюжетами и образами, взятыми из рус. истории ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", 1814), большое внимание уделял совр. тематике. Так, в водевиле "Крестьяне, пли Встреча незваных" (1814) показано изгнание французов из России во время войны 1812. В комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815) автор дал картину рус. дворянского об-ва после Отечеств, войны 1812, сатирически изобразил галломанию. Пустое и тщеславное увлечение крепостным т-ром обрисовал Ш. в трилогии "Полубарские затеи, или Домашний театр" (1808, роль Тран-жирпна позднее стала одной из лучших ролей Щепкина), "Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей" (1822), "Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина" (1832). Мотовство дворянства осмеяно в комедии "Пустодомы" (1819). Однако сатира Ш., его борьба с франц. влиянием, патриотизм носили монархически-охранительный характер. В своих переводных водевилях Ш. часто прибегал к наивной русификации, псевдонародностп (против этих тенденций выступали А. С. Грибоедов и Н. П. Хмельницкий) . В период обществ, подъема конца 10-х-нач.,20-х гг. 19 в., связанного с преддекабристскими настроениями, Ш. сблизился с Грибоедовым. П. А. Катениным, В. К. 11юхельбекером. В 1818 совм. с Грибоедовым и Хмельницким написал комедию "Своя семья, или Замужняя невеста" (Ш. принадлежит замысел, осн. канва развития сюжета и общая ред.). Если раньше Ш. защищал позиции классицизма, то в этот период он стремится приобщиться к новому лит. движению эпохи - романтизму; он переделывает для сцены романы В. Скотта, поэмы Пушкина, пьесы Шекспира. В 20-30-е гг. Ш. написал пьесу в стиле роман-тич. представлений тех лет - "романтическое зрелище с воинскими потехами, танцами, играми, орьбой и большим спектаклем" - "Сокол князя Ярослава, или Суженый на белом коне" (1823), драму "Дву-мужница" (1830), переделал для сцены "Пиковую даму" Пушкина ("Хризомания", 1836). Из пестрого, неравноценного в художеств. отношении лит. наследия Ш. наибольший интерес представляют его комедии. Ш. преодолел однообразие распространенного в то время александрийского стиха, ввел разностопный ямб, простую "грубую" речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Ш. в области языка были развиты Грибоедовым. Как режиссер и театр. педагог Ш. добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актере не только ответственность за исполнение своей рели, но и внимание к игре партнеров. В романтич. "волшебные представления" он широко вводил музыку, танцы, разл. зрелищные эффекты.Среди учеников Ш.- Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин. Особенно велики заслуги Ш. в деле подготовки актеров комедии. В 1811 он организовал т. н. "Молодую труппу", выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили воспитанники Ш.- И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, Е. П. БЬбров, М. И. Валберхова, Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов и др. Соч.: Сочинения, СПБ, 1899; Комедии. Стихотворения, Л., 1961 (вступ. ст. А. Гозенпуда); Водевили, в кн.: Русский водевиль, Л.- М., 1959 (вступ. ст. В. В. Успенского); Театральные воспоминания, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 5. Лит.: Слонимский А. Л., Комедии первой четверти XIX в., в кн.: История русской литературы, т. 5, М.- Л., 1941. Л. Лит.