О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БИЗЕ

БИЗЕ (Bizet), Жорж (25.X.1838, Париж,- 3.VI. 1875, Буживаль, близ Парижа) - французский композитор. Родился в семье музыканта. Благодаря исключит. муз. способностям в возрасте 9 лет был принят в Парижскую консерваторию, где его учителями были А. Мармонтель, Ф, Бенуа, П. Циммерман, позднее - Ш. Гуно. С 1853 Б. занимался в классе композиции у Ф. Галеви. В 1857 окончил консерваторию, получил Рим. пр. Незадолго до окончания (в том же году) вместе с Ш. Лекоком стал победителем конкурса на лучшую оперетту, написав оперетту "Доктор Миракль" (1857, т-р "Буфф-Паризьен"). В 1858-60 Б. совершенствовался в Риме, затем возвратился в Париж, где протекала вся его дальнейшая композиторская деятельность. Произв. Б., ставившиеся на сценах парижских т-ров, не имели успеха у широкой публики. В своих ранних операх - "Искатели жемчуга" и "Пертская красавица" (1863, 1867, "Т-р лирик", Париж)-композитор следует романтич. традициям франц. комич. оперы. В этих произв. уже проявляются лучшие качества музыки Б.: богатство мелодий, красочность оркестровки, простота изложения. В опере "Джамиле" (1872, т-р "Опера комик") на сюжет поэмы А. Мюссе "Намуна" Б. использовал муз. фольклор арабских народов. Широкую известность завоевала музыка Б. к драме А. Доде "Арлезиан-ка", способствующая наиболее полному раскрытию характеров действующих лиц. Высшее достижение Б.- опера Кармен" (3 марта 1875, т-р "Опера комик", Париж) , к-рая не имела успеха и была снята с репертуара. Однако в последующие годы эта опера с триумфом обошла все крупнейшие оперные сцены мира (речитативы в "Кармен", заменившие первоначальные диалоги, были дописаны после смерти композитора для пост. в Вене Э. Гиро). В "Кармен" Б. выступил продолжателем лучших традиций франц. музыки. Опера отличается богатством мелодий, драматургич. выразительностью, демократич. характером. Сохраняя тр"" диц. оперные формы, Б. достигает большой д и намич. заостренности, стремительности действия. Оркестровка оперы отличается блеском и своеобразием колорита. Образы характеризуются жизненной силой, психологич. глубиной. Б. написал также комич. оперу "Жилище доктора" (раннее произв.), оперу-буфф "Дон Прокопио" (1906, Монте-Карло), оперы "Иван Грозный" (1946, Вюртемберг), "Кларисса Харлоу", "Гризелидис" (соч. 1870-71), "Дон Родриге" (неоконч.), оперетту "Мальбрук в поход собрался" (совм. с И. Легуи, Э. Жонасом, Л.Делибом, 1867), симф., ка-мерные и др. соч. Лит.: Р i g о t С h., Georges Bizet et son oeuvre. P., 1925 P a r k e г D. С., Georges Bizet, his life and works, L., 1951 S t e f a n P., Georges Bizet, Freiburg, 1951;Malherbe H. Carmen, P., 1951; Брук М., Жорж Визе, М., 1938; Х о х л о в к и н а А., Жорж Визе, М., 1954. Л\ М.