О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БРЮСОВ

БРЮСОВ, Валерий Яковлевич [1(13).XII. 1873, Mo-сква,-9. X. 1924, там же]- русский советский поэт. Род. в Москве в купеческой семье. В 1899 окончил ис-торико-филологич. ф-т Моск. ун-та. Выступил как поэт в нач. 1890-х гг., проповедуя в своих произведениях индивидуализм, уход в мир фантазии и экзотики, принцип "искусства для искусства". В 1905-07 в творчестве Б. появляются социальные мотивы, протест против бурж. самоуспокоенности. Понимая обреченность бурж. мира, Б. приветствует революцию, воспевая ее разрушительную и обновляющую силу. Поэт осознает отчужденность совр. ему иск-ва от народа, его замкнутость в круге меньшинства ("Весы", 1905, ј.ј 9-10). Он считает, что т-р отстал от своего века, и отказывается признать его в таком виде истинным иск-вом ("Весы", 1905, ј 12). Как и другие символисты, Б. ищет возможности расширить идейные масштабы совр. ему т-ра путем утверждения принципа условности, по его мнению, позволяющего т-ру выявлять "роковые" противоречия жизни, ее "извечные" закономерности, скрытые за видимостью быта. Символич. образ, иносказание, аллегория становятся для Б. основой художеств. выразительности в драме и сценич. творчестве. Реализм и условность - постоянная тема выступлений Б. по вопросам т-ра. Эта тема развивалась им в публичной лекции "Театр будущего", прочитанной в 1907 в различных аудиториях Москвы, в многочисл. театр. заметках (в т. ч. в ранней статье "Ненужная правда", критикующей метод Моск. художеств. т-ра; "Мир искусства", 1902, ј 4) и наиболее полно - в статье "Реализм и условность на сцене" (сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908). Первые драматургич. опыты Б. относятся к 1893 ("Дачные страсти", "Проза", "Каракалла"). В символистской драме "Земля" (1904) Б. в образах фан-тастич. будущего рисует вырождение человечества и его гибель от прогресса созданной человеком, но уже не подвластной ему техники (1922, Большой Драм. т-р, 1923, Гос. Экспериментальный т-р). Идея непреодолимого внутреннего одиночества лежит в основе одноактной "психодрамы" Б. "Путник" (1910), ставившейся в Петербурге и в провинции. Бессилие жизни перед смертью составляет тему трагедии Б. "Протиси-лай Умерший" (1911-12), претворяющей в символистском духе мотивы античной драмы. После Октябрьской революции Б. пишет драм. сцены "Пифагорейцы", драму "Диктатор" (не опубл.) и фантастич. драму, действие к-рой происходит на комете (также не опубл.). Идейное развитие Б. шло в направлении все более глубокого и полного приятия революции. В 1920 Б. вступил в партию. С 1921 Б.- профессор Моск. ун-та, а также ректор и профессор созданного в том же году по его инициативе Высшего лит.-худож. ин-та. Б. активно участвовал в строительстве сов. культуры, популяризировал крупнейшие завоевания культуры прошлого. Вел разностороннюю литературную, научную, переводческую, лит.-издательскую и редакторскую деятельность. Среди драм. переводов Б.: "Пеллеас и Мелисанда" Метерлинка, "Франческа да Римини" Д'Аннунцио (совм. с Вяч. Ивановым), "Герцогиня Падуанская" Уайльда, "Амфитрион" Мольера, "Елена Спартанская" Верхарна, "Федра" Расина, "Лилюли" Р. Роллана, а также'"Фауст" Гете. С о ч.: Полное собр. сюч., т. 1-4, 7, 8, 15, 21, СПБ, 1913- 1914; Избр. произведения, т. 1-3, M.-Л., 1927. Лит.: История советской литературы, т. 1, М., 1958; Ашукин Н., Валерий Брюсов и театр (Библиографиче екая справка к 50-летию со дня рождения), сХудожник и зритель", 1924, .ј 1;Городецкий С., Театр Брюсова, "Искусство трудящимся", 1925, .ј45. Т. Р.