О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ба Бб Бв Бг Бд Бе Бж Бз Би Бй Бк Бл Бм Бн Бо Бп Бр Бс Бт Бу Бф Бх Бц Бч Бш Бщ Бъ Бы Бь Бэ Бю Бя
 

БХАРАТ НАТЬЯМ

"БХАРАТ НАТЬЯМ" - одна из основных школ индийского классического нац. танца. Возникла в Юж. Индии во 2 в. дон. э. Танцы "Б. н." построены на определенном лит. сюжете, обычно воспроизводят эпизоды эпич. поэмы или легенды. Вначале "Б. н." был ритуальным храмовым танцем. В Чидамбаре, где, по преданию, бог Шива исполнил танец "Б. н.", существует храм Натараджа (воздвигнут в честь танцующего Шивы), на фасаде к-рого высечены барельефы, изображающие 108 основных поз танца. Эти позы до наст. вр. воспроизводятся танцорами школы "Б. н.". В основе теоретич. положений школы - санскритский трактат "Натьяша-стра" [2-4(?) вв.], в к-ром раскрыты эстетич. основы всех видов иск-в, в том числе и танца. Здесь дано подробное описание каждой позы и жеста, вошедших позднее в "Б. н.". До сер. 13 в. "Б. н." пользовалась наибольшей популярностью и была распространена по всей Индии. В период династии Гупта (3 в.) проникла на Яву, в Камбоджу, Сиам, где сохраняется в наст. время (с сер. 13 в. "Б. н." существовала в чистом виде только на юге Индии). В конце 19 и нач. 20 вв., в период англ. господства, школа "Б. н." пришла в упадок и прекратила существование. Но в 1933 после состоявшейся в Мадрасе широкой дискуссии о происхождении и значении этого вида иск-ва "Б. н." возродилась, но уже в светском танце. Иск-во "Б. н." включает в себя элементы танца, музыки и драмы, оно проникнуто единством настроения, определяемого эмоциональной окраской мелодии. Танцы "Б. н.", отличающиеся резкостью движений и скульптурностью поз, состоят из трех основных элементов: "нрита"ритмич. танец; "нритья"- иск-во передачи содержания танца определенными движениями пальцев рук и положением ног; "на-тья" - сочетание нритья с пением. Школа "Б. н." различает 4 вида танца: "садир натья" - самая древняя и чистая форма "Б. н.", распространенная и в настоящее время, как правило, исполняется одной танцовщицей; танец проникнут любовными мотивами и связан с культом Шивы. "Кураванджи" - поэтическая композиция, исполняемая 6-8 танцовщицами, выражает любовь девушки к герою (богу, царю), связан с культом Шивы. "Бхагавата мела на-така" и "кушипуди" (обычно объединяются) - танцевальная драма, в которой участвуют не только женщины, но и мужчины. "Бхагавата мела ната-ка", в отличие от "кушипуди", не включает сольных выступлений, связан с культом Вишны или Кришны (в него входят все три основных элемента "Б. н."). Исполнение "Б. н." занимает иногда ок. 4 часов. Оркестр, сопровождающий танец, состоит из индийских народных муз. инструментов .'барабанов, мриданг, дхблак, табла; струнных инструментов - ситар, вина, саранги. Иногда танец сопровождается и пением. Среди авторов этих песен: Кшетраджна (17 в.), Тхья-гарадж (18 в.), Гопал Кришна Бхарати (19 в.). Текст песен - на языках тамили или телугу, иногда на санскрите. Танцы школы "Б. н." изучаются и возрождаются "Академией музыки" в Мадрасе. Иск-во "Б. н." преподается в учебных заведениях: "Калакшетра" в Адьяре, Индийский ин-т изящных иск-в в Эгморе. Крупнейшие представители школы "Б. п.": Баласарасватху, Рам Гопал, Рук-мини Де*ви (Арендейл), Индрани Рахман и др. Лит.: Banerji P., Dance of India, 5 rev. ed., Allahabad, 1956; В о-w e r s F., The dance of India, N. V., 1953; Indian dance, Delhi, 1955; A n a n d M. P., The dancing foot, Delhi, [1957J;Gri Kfsna Dac, НатагГпа-tva parampara, Allahabad, 1957; Музыка Индии, M.-Л.. 1958. Ч. С., Н. В.