О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Ма Мб Мв Мг Мд Ме Мж Мз Ми Мй Мк Мл Мм Мн Мо Мп Мр Мс Мт Му Мф Мх Мц Мч Мш Мщ Мъ Мы Мь Мэ Мю Мя
 

МОДЕЛЬ ДОБРОВОЛЬНОГО ОБМЕНА

МОДЕЛЬ ДОБРОВОЛЬНОГО ОБМЕНА - Подход к анализу предоставления общественных благ, при котором предпринимается попытка установления таких условий, при которых эти товары могут предоставляться на основе консенсуса, то есть без принуждения.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) Такой подход отличается от общепринятой практики, при которой предоставление общественных благ финансируется путем обязательного налогообложения, а не в результате добровольного соглашения. Добровольный подход был впервые предложен Кнутом Викселем, который утверждал, что каждое общественное благо должно финансироваться за счет особого налога и что необходимо единогласие всех членов общества относительно количества, в котором это благо будет предоставляться (если это вообще будет иметь место). Сначала индивиды должны быть проинформированы о величине налога, которым они будут облагаться. Затем должен быть решен вопрос об уровне предоставления блага. Анализ был расширен Э. Линдалем, представившим модель, в которой и размер налога, и объем предоставляемого блага являются предметом обсуждения. В модели Линдаля для достижения равновесия необходимо, чтобы выплачиваемая каждым индивидом ставка налога была точно равна предельной полезности блага, получаемой этим индивидом. В моделях Викселя и Линдаля общественное благо предоставляется так, что каждому гарантируются выгоды от его получения, т.е. предоставление блага всегда является улучшением по Парето. Анализ Линдаля добавляет к этому условие, по которому каждый индивид потребляет наиболее предпочтительное или "оптимальное" количество общественного блага при данной доле его участия в уплате налога. Несмотря на интуитивную привлекательность модели, практическое ее использование связано с серьезными трудностями. В частности, проблема достижения единогласного решения и возможность индивидов скрывать свои истинные предпочтения (т.е. они могут стремится стать "безбилетниками") снижают практическую полезность модели.(Словарь современной экономической теории Макмиллана.-М., 1997) См. также: Правило единогласия